Методические указания по противодействию коррупции
Проход по ссылкам навигацииНормативная база Методические указания по противодействию коррупции
Войти
Яндекс.Метрика
«...и познаете истину, и истина сделает вас свободными»
(от Иоанна, 8:32)

Внимание!!! Проводится модернизация сайта. Возможна нестабильная работа. Приносим свои извинения.

Пропустить Навигационные Ссылки.
Сворачивание Методические указания по противодействию коррупцииМетодические указания по противодействию коррупции
Развернуть Пункт 1Пункт 1
Развернуть Пункт 2Пункт 2
Развернуть Правовые основы противодействия коррупцииПравовые основы противодействия коррупции
Развернуть Общий подход к противодействию коррупции при осуществлении аудиторской деятельностиОбщий подход к противодействию коррупции при осуществлении аудиторской деятельности
Развернуть Меры противодействия коррупции, применяемые внутри аудиторской организацииМеры противодействия коррупции, применяемые внутри аудиторской организации
Развернуть Приложение 1. Основные нормативные правовые и иные акты, регулирующие вопросы противодействия коррупцииПриложение 1. Основные нормативные правовые и иные акты, регулирующие вопросы противодействия коррупции
Развернуть Приложение 2. Примеры особенностей деятельности аудируемого лица и внешней среды, в которой она осуществляется, оказывающих влияние на уровень риска нарушения законодательства о противодействии коррупцииПриложение 2. Примеры особенностей деятельности аудируемого лица и внешней среды, в которой она осуществляется, оказывающих влияние на уровень риска нарушения законодательства о противодействии коррупции
Развернуть Приложение 3. Возможные элементы системы внутреннего контроля аудируемого лица, обеспечивающие соблюдениезаконодательства о противодействии коррупции, подлежащие рассмотрению в ходе аудитаПриложение 3. Возможные элементы системы внутреннего контроля аудируемого лица, обеспечивающие соблюдениезаконодательства о противодействии коррупции, подлежащие рассмотрению в ходе аудита
Развернуть Приложение 4. Примеры фактов хозяйственной жизни, имеющих высокий риск в контексте потенциального нарушения законодательства о противодействии коррупцииПриложение 4. Примеры фактов хозяйственной жизни, имеющих высокий риск в контексте потенциального нарушения законодательства о противодействии коррупции
Задать ?

Методические указания по организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами противодействия коррупции (одобрены Советом по аудиторской деятельности 23 сентября 2015 г. (протокол N 18))

Задать ?

1. В соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

Задать ?

а) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

Задать ?

б) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

Задать ?

в) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

Задать ?

г) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

Задать ?

д) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

Задать ?

е) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Задать ?

2. Настоящие Методические указания предназначены для оказания методической помощи аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам в организации и осуществлении предупреждения и противодействия коррупции при осуществлении аудиторской деятельности.

Настоящие Методические указания могут применяться также:

Задать ?

а) иными аудиторами, участвующими в осуществлении аудиторской деятельности;

Задать ?

б) при оказании аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.

Задать ?

Правовые основы противодействия коррупции

Задать ?

3. Перечень основных нормативных правовых и иных актов по тематике противодействия коррупции приведен в приложении 1.

Задать ?

4. В соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

Задать ?

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

Задать ?

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

Задать ?

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Задать ?

4.1. Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

Задать ?

а) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

Задать ?

б) законность;

Задать ?

в) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

Задать ?

г) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

Задать ?

д) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

Задать ?

е) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

Задать ?

ж) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Задать ?

5. В соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Задать ?

5.1. Исходя из статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) злоупотребление должностными полномочиями - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Задать ?

5.1.1. Исходя из пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий":

Задать ?

а) корыстная заинтересованность - стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.);

Задать ?

б) личная заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Задать ?

5.2. В соответствии со статьей 290 УК РФ получение взятки - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Задать ?

5.3. В соответствии со статьей 291 УК РФ дача взятки - дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника.

Задать ?

5.4. В соответствии со статьей 291.1 УК РФ посредничество во взяточничестве - непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Задать ?

5.5. В соответствии со статьей 204 УК РФ коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Задать ?

5.6. В соответствии со статьей 304 УК РФ провокация взятки либо коммерческого подкупа - попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

Задать ?

5.7. В соответствии со статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) незаконное вознаграждение от имени юридического лица - незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Задать ?

6. В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 24) предметом взяточничества и коммерческого подкупа, наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Незаконное оказание услуг имущественного характера - предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др. Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

Задать ?

6.1. Исходя из примечания 1 к статье 290 УК РФ размер взятки, предусмотренной статьями 290, 291, 291.1. УК РФ, признается:

Задать ?

а) значительным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 25 000 рублей;

Задать ?

б) крупным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 150 000 рублей;

Задать ?

в) особо крупным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 1 000 000 рублей.

Задать ?

6.2. Исходя из примечания 4 к статье 19.28 КоАП размер незаконного вознаграждения от имени юридического лица, предусмотренный данной статьей, признается:

Задать ?

а) крупным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 1 000 000 рублей;

Задать ?

б) особо крупным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 20 000 000 рублей.

Задать ?

7. В соответствии с примечаниями к статье 285 УК РФ:

Задать ?

а) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, государственной компании, государственном и муниципальном унитарном предприятии, акционерном обществе, контрольный пакет акций которого принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации;

Задать ?

б) лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации - лицо, занимающее должность, устанавливаемую Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственного органа;

Задать ?

в) лицо, занимающее государственную должность субъекта Российской Федерации - лицо, занимающее должность, устанавливаемую конституцией или уставом субъекта Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственного органа.

Задать ?

8. Исходя из пункта 1 постановления Пленума ВС РФ N 24:

Задать ?

а) иностранное должностное лицо - любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор);

Задать ?

б) должностное лицо публичной международной организации - в частности, член парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лицо, занимающее судебную должность любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией.

Задать ?

9. В соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предварительное следствие производится:

Задать ?

а) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 201, 204, 285, 290, 291, 291.1, 304 УК РФ, - следователями Следственного комитета Российской Федерации;

Задать ?

б) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 201, 304 УК РФ, - следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

Задать ?

10. В соответствии со статьями 23.1 и 28.4 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 19.28 КоАП, соответственно:

Задать ?

а) рассматривают судьи;

Задать ?

б) возбуждаются прокурорами.

Задать ?

11. В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума ВС РФ N 24 ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

Задать ?

12. В соответствии с примечанием к статье 290 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Задать ?

13. В соответствии с примечанием к статье 204 УК РФ лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями 1 или 2 данной статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Задать ?

Общий подход к противодействию коррупции при осуществлении аудиторской деятельности

Задать ?

14. Исходя из федерального стандарта аудиторской деятельности ФСАД 6/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита", утвержденному приказом Минфина России от 17 августа 2010 г. N 90н (далее - ФСАД 6/2010), в ходе аудита* аудиторская организация** обязана учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе требований законодательных и иных нормативных правовых актов по противодействию коррупции (далее - законодательство о противодействии коррупции).

Задать ?

15. При выявлении фактов несоблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции аудиторская организация обязана предпринять меры, предусмотренные данными актами, а также ФСАД 6/2010.

Задать ?

16. В случае, когда законодательство Российской Федерации предусматривает обязанность аудиторской организации проверить соответствие деятельности аудируемого лица требованиям определенного нормативного правового акта, аудиторская организация должна включить в план аудита специальные тесты и сообщить информацию об обнаруженных фактах несоблюдения требований такого акта или своих подозрениях уполномоченному государственному органу.

Задать ?

17. Исходя из ФСАД 6/2010 аудит не имеет целью предотвращение случаев нарушения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции. В ходе аудита могут быть выявлены риски, имевшие место и потенциальные случаи несоблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции. Аудит не предполагает, что аудиторская организация должна выявить все случаи несоблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции.

Аудиторская организация не наделена правом и в ее обязанности не входит правовая квалификация конкретного действия (бездействия) аудируемого лица в качестве несоблюдения им требований нормативных правовых актов, в том числе законодательства о противодействии коррупции.

Задать ?

18. При рассмотрении аудиторской организацией соблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции в ходе аудита аудиторская организация:

Задать ?

а) изучает деятельность аудируемого лица по соблюдению указанного законодательства;

Задать ?

б) ознакамливается с системой внутреннего контроля аудируемого лица, обеспечивающей соблюдение указанного законодательства;

Задать ?

в) выполняет аудиторские процедуры проверки по существу;

Задать ?

г) информирует соответствующих лиц о недостатках системы внутреннего контроля и случаях нарушения указанного законодательства.

Задать ?

19. В соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 2 "Документирование аудита", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696, аудиторская организация должна документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудит проводился в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Задать ?

Изучение деятельности аудируемого лица по соблюдению законодательства о противодействии коррупции

Задать ?

20. Согласно федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696, в ходе аудита подлежит изучению деятельность аудируемого лица и среда, в которой она осуществляется, в объеме, достаточном для выявления и оценки рисков существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, явившегося следствием ошибок или недобросовестных действий руководства и (или) работников аудируемого лица, а также достаточном для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур. В рамках выполнения процедур оценки рисков в целях ознакомления с деятельностью аудируемого лица в части соблюдения законодательства о противодействии коррупции необходимо рассмотреть указанное законодательство и оценить, каким образом нарушение его может повлиять на аудируемое лицо.

Задать ?

21. При изучении деятельности аудируемого лица необходимо учитывать, насколько аудируемое лицо предпринимает меры для предотвращения и выявления коррупционных правонарушений со стороны его руководства и (или) работников и пропорциональность (соразмерность) указанных мер уровню риска возникновения коррупционных нарушений, который будет специфичным для каждого конкретного аудируемого лица, а также характеру, масштабу и сложности деятельности аудируемого лица, включая среду, в которой указанная деятельность осуществляется.

Задать ?

22. На уровень риска нарушения законодательства о противодействии коррупции оказывают влияние, в частности, страновые (региональные), отраслевые, операционные и проектные особенности деятельности аудируемого лица и внешней среды, в которой она осуществляется, а также особенности организации системы внутреннего контроля аудируемого лица. Примеры особенности деятельности аудируемого лица и внешней среды, в которой она осуществляется, оказывающих влияние на уровень риска нарушения законодательства о противодействии коррупции, приведены в приложении 2.

Задать ?

23. Результаты оценки и оцененный уровень риска несоблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции используются при дальнейшем рассмотрении системы внутреннего контроля аудируемого лица, а также при определении характера, сроков и объема иных дальнейших аудиторских процедур, которые бы способствовали выявлению случаев несоблюдения тех законодательных и иных нормативных правовых актов по противодействию коррупции, которые могут оказывать существенное влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность аудируемого лица.

Задать ?

Ознакомление с системой внутреннего контроля аудируемого лица, обеспечивающей соблюдение законодательства о противодействии коррупции

Задать ?

24. При ознакомлении с системой внутреннего контроля аудируемого лица необходимо обращать внимание на то, как обеспечивается снижение риска несоблюдения аудируемым лицом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе законодательства о противодействии коррупции.

Задать ?

25. Возможные элементы системы внутреннего контроля аудируемого лица, обеспечивающие соблюдения законодательства о противодействии коррупции, подлежащие рассмотрению в ходе аудита, приведены в приложении 3.

Задать ?

26. При ознакомлении с системой внутреннего контроля аудируемого лица необходимо учитывать, что организация внутреннего контроля зависит от характера и масштабов деятельности аудируемого лица, особенностей системы управления им, среды, в которой осуществляется его деятельность, а также сопоставимость полезности внутреннего контроля с затратами на его организацию и осуществление. В связи с этим отсутствие в системе внутреннего контроля аудируемого лица каких-либо описанных в приложении 3 элементов не должно рассматриваться в качестве недостатка такой системы при условии, что, по оценке аудиторской организации, имеющиеся в наличии элементы достаточны для предотвращения и выявления коррупционных правонарушений.

Задать ?

27. Для ознакомления с особенностями организации и осуществления внутреннего контроля аудируемого лица могут быть выполнены, в частности, следующие процедуры:

Задать ?

а) изучение и анализ соответствующей документации (протоколов заседаний наблюдательного и исполнительных органов, внутренних организационно-распорядительных документов, договоров, принятого кодекса этики/кодекса поведения, документов, устанавливающих принципы, стандарты и процедуры внутреннего контроля, отчетов службы внутреннего аудита, внутреннего контролера, комитета по управлению рисками, переписки с государственными органами, иных документов, касающихся предмета рассмотрения);

Задать ?

б) проведение интервью с ответственными работниками аудируемого лица;

Задать ?

в) наблюдение за порядком осуществления внутреннего контроля ответственными работниками аудируемого лица;

Задать ?

г) тестирование операционной эффективности внутреннего контроля (получение доказательств того, что принципы, стандарты и процедуры внутреннего контроля применялись на практике в течение периода оценки);

Задать ?

д) направление запросов и получение подтверждений и разъяснений от руководства, ответственных лиц и иных работников аудируемого лица по конкретным вопросам.

Задать ?

28. Объем собираемых доказательств и подтверждений в отношении наличия и эффективности системы внутреннего контроля, обеспечивающей соблюдение законодательства о противодействии коррупции, определяется обоснованным способом на основе профессионального суждения.

Задать ?

29. В случае, если, по оценке аудиторской организации, и в контексте характера, масштабов деятельности аудируемого лица и среды, в которой осуществляется эта деятельность, определенные элементы системы внутреннего контроля аудируемого лица (в части соблюдения законодательства о противодействии коррупции) должны быть в наличии, но отсутствуют, либо организованы, но не функционируют, то в ходе аудита необходимо:

Задать ?

а) повысить уровень профессионального скептицизма;

Задать ?

б) в меньшей степени полагаться на заявления руководства аудируемого лица;

Задать ?

в) информировать представителей собственников и руководство аудируемого лица о недостатках системы внутреннего контроля;

Задать ?

г) при необходимости и исходя из профессионального суждения увеличить объем необходимых аудиторских доказательств и тестирования.

Задать ?

Выполнение аудиторских процедур проверки по существу

Задать ?

30. Помимо процедур тестирования организации и эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица (в части соблюдения законодательства о противодействии коррупции), в ходе аудита могут выполняться детальные аудиторские процедуры для выявления случаев несоблюдения тех требований законодательных и иных нормативных правовых актов по противодействию коррупции, которые могут оказывать существенное влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность аудируемого лица.

Задать ?

31. Для выявления случаев потенциального несоблюдения законодательства о противодействии коррупции могут быть выполнены следующие процедуры:

Задать ?

а) специальные запросы в адрес ключевых лиц в составе руководства аудируемого лица о том, имеется ли у них информация о любых коррупционных правонарушениях;

Задать ?

б) изучение информации и отчетов, представленных посредством "горячей линии" и (или) специально назначенному ответственному лицу (при их наличии). По потенциально значимым фактам, отраженным в указанной информации и (или) отчетах, необходимо подтверждение того, что данные факты были расследованы, результаты расследования доведены до сведения представителей собственников, приняты дисциплинарные и иные надлежащие меры воздействия, а также оценка влияния указанных фактов на аудит;

Задать ?

в) проверка условий значимых договоров и иных сделок, включая сделки с организациями, доля государственной собственности в уставных (складочных) капиталах которых составляет не менее 25 процентов, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами местного самоуправлениями, государственными и муниципальными учреждениями на предмет наличия признаков того, что указанные договоры и иные сделки заключены не на стандартных или не на рыночных условиях;

Задать ?

г) проверка переписки аудируемого лица с государственными органами на предмет наличия информации о случаях несоблюдения законодательства о противодействии коррупции.

Задать ?

32. В результате выполнения в ходе аудита других аудиторских процедур (например, тестирование выручки или кредиторской/дебиторской задолженности) могут быть выявлены факты хозяйственной жизни аудируемого лица, потенциально указывающие на возможность нарушения законодательства о противодействии коррупции.

Примеры фактов хозяйственной жизни, имеющих высокий риск в контексте потенциального нарушения законодательства о противодействии коррупции, приведены в приложении 4.

Задать ?

33. В отношении фактов хозяйственной жизни, имеющих высокий риск, т.е. указывающих на возможность нарушения законодательства о противодействии коррупции, может быть выполнено специальное детальное тестирование по существу. Такое детальное тестирование должно включать процедуры, являющиеся надлежащими для конкретного выбранного объекта и цели теста.

В отношении подозрительных сделок могут быть выполнены, в частности, следующие процедуры:

Задать ?

а) получение разъяснений ответственных работников аудируемого лица, чтобы понять цели совершения и обоснованность совершенных сделок;

Задать ?

б) на основании полученных подтверждений и разъяснений принятие решения о необходимости проведения дополнительных аудиторских процедур по существу (проведения дополнительных интервью, получения и изучения дополнительной документации, исследования любой имеющейся информации и данных по объекту тестирования в открытых источниках информации на предмет наличия возможной личной или иной связи между руководством аудируемого лица и конкретным контрагентом, получения данных о закупочных ценах на конкретный вид продукции конкурентов в рассматриваемом сегменте рынка, др.).

Задать ?

Информирование соответствующих лиц о недостатках системы внутреннего контроля и случаях нарушения законодательства о противодействии коррупции

Задать ?

34. Исходя из федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696, аудиторская организация должна сообщать руководству и (или) представителям собственника аудируемого лица информацию, т.е. сведения, ставшие известными аудиторской организации в ходе аудита, которые, по ее мнению, являются важными для руководства и (или) представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля подготовки достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и раскрытия информации в ней, результативностью и эффективностью хозяйственных операций и эффективным использованием ресурсов, а также соответствием деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам Российской Федерации.

Задать ?

35. В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудиторская организация обязана информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших ей известными случаях коррупции, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев.

Задать ?

36. Учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель обязаны рассмотреть информацию аудиторской организации о ставших известными ей при оказании аудиторских услуг случаях коррупции, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев и в письменной форме проинформировать о результатах рассмотрения аудиторскую организацию не позднее 90 календарных дней со дня, следующего за днем получения указанной информации.

Задать ?

37. В случае, если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению информации аудиторской организации о ставших ей известными случаях коррупции, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев последняя обязана проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы.

Задать ?

Меры противодействия коррупции, применяемые внутри аудиторской организации

Задать ?

Внутренняя среда

Задать ?

38. Согласно федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности N 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 (далее - ФПСАД 34), аудиторская организация своим распорядительным документом должна установить принципы и процедуры, способствующие поддержанию внутренней культуры, основанной на признании того, что обеспечение качества услуг является первостепенной задачей. Эти принципы и процедуры должны предусматривать ответственность руководства аудиторской организации за систему контроля качества услуг в аудиторской организации.

Задать ?

39. Принципы и процедуры, предусмотренные пунктом 38 настоящих Методических указаний, должны способствовать поддержанию внутренней культуры, основанной, среди прочего, на нетерпимости к коррупции, а также предусматривать ответственность руководства аудиторской организации за систему противодействия коррупции в аудиторской организации***.

Задать ?

39.1. Информация по тематике противодействия коррупции может доводиться до сведения работников аудиторской организации посредством обязательных курсов, обучающих семинаров, совещаний, формальных и неформальных бесед, внутренних отчетов или информационных сообщений. В случае непрохождения работником аудиторской организации обязательного обучения по тематике противодействия коррупции должны применяться меры дисциплинарного воздействия.

Задать ?

40. Согласно ФПСАД 34 руководство аудиторской организации оказывает значительное влияние на внутреннюю культуру аудиторской организации, в частности, отношение к коррупции и противодействию ей. Поддержание внутренней культуры аудиторской организации, ориентированной, среди прочего, на нетерпимость к коррупции, зависит от четких последовательных оперативных действий и распоряжений со стороны всех уровней руководства аудиторской организации, демонстрирующих важность системы противодействия коррупции в аудиторской организации.

Задать ?

41. Особое значение имеет признание руководством аудиторской организации противодействия коррупции в качестве одной из важнейшей составляющей деятельности аудиторской организации. В связи с этим:

Задать ?

а) аудиторская организация должна устанавливать обязанности руководства таким образом, чтобы коммерческие соображения не преобладали над обязанностями по противодействию коррупции;

Задать ?

б) принципы и процедуры, применяемые в аудиторской организации в отношении оценки выполненной работы, оплаты и повышения в должности (включая систему поощрения) работников, должны демонстрировать, среди прочего, приверженность аудиторской организации противодействию коррупции;

Задать ?

в) аудиторская организация должна направлять средства в достаточном объеме на реализацию и документирование принципов и процедур противодействия коррупции.

Задать ?

42. В целях обеспечения соблюдения законодательства о противодействии коррупции аудиторская организация создает систему внутреннего контроля. Такая система может содержать элементы, описанные в приложении 3.

Задать ?

43. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в аудиторской организации, могут включать, среди прочего, определение должностного лица (должностных лиц), ответственного (ответственных) за профилактику коррупционных правонарушений. Такое должностное лицо (должностные лица) должно обладать достаточным надлежащим опытом и профессиональной компетентностью, а также необходимыми полномочиями для выполнения своих функций. Достаточный надлежащий опыт и профессиональная компетентность позволят данному должностному лицу выявлять и понимать проблемы предупреждения и противодействия коррупции, а также разрабатывать соответствующие принципы и процедуры. Необходимые полномочия помогут такому должностному лицу реализовывать принципы и процедуры противодействия коррупции.

Задать ?

Принятие на обслуживание нового аудируемого лица и продолжение сотрудничества с существующим аудируемым лицом

Задать ?

44. Согласно ФПСАД 34 в аудиторской организации должны быть установлены принципы и процедуры, регулирующие порядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового аудируемого лица или продолжении сотрудничества с уже существующим аудируемым лицом. Такие принципы и процедуры должны обеспечивать разумную уверенность в том, что принятие на обслуживание нового аудируемого лица или продолжение сотрудничества с уже существующим аудируемым лицом будет осуществляться, в частности, только в отношении заданий, в которых аудиторская организация положительно оценила честность руководства предполагаемого аудируемого лица или лица, которому будут оказаны сопутствующие аудиту услуги, и не обладает информацией, которая свидетельствовала бы о противоположном.

Задать ?

45. Принципы и процедуры, предусмотренные пунктом 44 настоящих Методических указаний, должны предусматривать, что при решении вопроса о принятии на обслуживание нового аудируемого лица или продолжении сотрудничества с уже существующим аудируемым лицом аудиторская организация принимает во внимание, среди прочего, тематику противодействия коррупции.

Задать ?

45.1. При решении вопроса о принятии на обслуживание нового аудируемого лица или продолжении сотрудничества с уже существующим аудируемым лицом аудиторская организация должна получить и рассмотреть информацию по тематике противодействия коррупции в отношении этих аудируемых лиц, которую считает необходимой в данных обстоятельствах. В случае если аудиторской организацией были обнаружены какие-то проблемы по тематике противодействия коррупции, но, тем не менее, аудиторская организация приняла решение принять на обслуживание новое аудируемое лицо или продолжить сотрудничество с уже существующим аудируемым лицом, способ разрешения указанных проблем должен быть документально оформлен.

Задать ?

46. При оценке честности руководства потенциального аудируемого лица аудиторская организация должна, среди прочего, учитывать признаки того, что деятельность такого аудируемого лица связана или может быть связана с коррупцией.

Задать ?

47. Информацию по тематике противодействия коррупции в отношении потенциального аудируемого лица аудиторская организация может получать, например, из следующих источников:

Задать ?

а) общение с другой аудиторской организацией, оказывающей услуги этому потенциальному аудируемому лицу в текущем периоде или в предшествующие периоды, а также с другими контрагентами потенциального аудируемого лица;

Задать ?

б) запросы в адрес таких контрагентов потенциального аудируемого лица, как банки, организации, оказывающие клиенту юридические услуги, представители финансовых и деловых кругов;

Задать ?

в) открытые источники информации.

Задать ?

48. В случае, когда аудиторская организация получает информацию о деятельности аудируемого лица, которая может быть связана с коррупцией, и которая привела бы к отказу от выполнения задания, если бы она стала известна раньше, принципы и процедуры, связанные с продолжением выполнения задания и сотрудничества с аудируемым лицом, должны предусматривать оценку:

Задать ?

а) профессиональной и юридической ответственности, возникающей в данных обстоятельствах, включая возможное требование к аудиторской организации сообщить соответствующую информацию лицу (лицам), которое назначило аудиторскую организацию;

Задать ?

б) возможности отказа от выполнения задания или одновременно от выполнения задания и дальнейшего сотрудничества с аудируемым лицом.

Задать ?

Кадровая работа

Задать ?

49. Согласно ФПСАД 34 аудиторская организация должна установить принципы и процедуры, призванные обеспечить разумную уверенность в том, что она обладает достаточным по количеству кадровым составом, владеющим необходимыми знаниями, опытом, соблюдающим этические принципы, способным выполнять задания в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности и требованиями иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также в том, что аудиторские заключения и другие отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретного задания.

Задать ?

50. Принципы и процедуры, предусмотренные пунктом 49 настоящих Методических указаний, должны обеспечивать разумную уверенность в том, что кадровый состав аудиторской организации обладает, среди прочего, необходимыми знаниями и опытом по тематике противодействия коррупции и соблюдает соответствующие требования.

Задать ?

51. Развитие навыков и профессиональной компетентности работников аудиторской организации по тематике противодействия коррупции осуществляется посредством: постоянного обучения по программам повышения квалификации; приобретения опыта в процессе работы; обучения менее опытных специалистов более опытными, в том числе, в аудиторской группе. В случае если в аудиторской организации отсутствуют лица, способные вести обучение по тематике противодействия коррупции, аудиторская организация может воспользоваться услугами сторонних компетентных лиц, обладающих соответствующей квалификацией в данной сфере.

Одной из форм развития навыков и профессиональной компетентности состоящих в штате аудиторской организации аудиторов по тематике противодействия коррупции является обучение по соответствующей программе повышения квалификации, утвержденной саморегулируемой организацией аудиторов.

Задать ?
______________________________
Задать ?

* Здесь и далее - положения, предусмотренные настоящими Методическими указаниями, могут применяться также при оказании сопутствующих аудиту услуг.

Задать ?

** Здесь и далее - положения, предусмотренные настоящими Методическими указаниями, распространяются также на индивидуальных аудиторов.

Задать ?

*** В случае осуществления аудиторской деятельности индивидуальным аудитором ответственность за систему противодействия коррупции несет индивидуальный аудитор.

Задать ?

Приложение 1

Основные нормативные правовые и иные акты, регулирующие вопросы противодействия коррупции

Задать ?

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. (Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ).

Задать ?

2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ).

Задать ?

3. Конвенция против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 26-ФЗ).

Задать ?

4. Уголовный кодекс Российской Федерации.

Задать ?

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Задать ?

6. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Задать ?

7. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Задать ?

8. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных правонарушениях".

Задать ?

9. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий".

Задать ?

10. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696, в частности:

Задать ?

10.1. ФПСАД N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Задать ?

10.2. ФПСАД N 17 "Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях".

Задать ?

10.3. ФПСАД N 20 "Аналитические процедуры".

Задать ?

10.4. ФПСАД N 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника".

Задать ?

10.5. ФПСАД N 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях".

Задать ?

11. Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные приказом Минфина России от 17 августа 2010 г. N 90н.

Задать ?

11.1. ФСАД 5/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита".

Задать ?

11.2. ФСАД 6/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита".

Задать ?

12. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные Минтрудом России 8 ноября 2013 г.

Задать ?

13. Кодекс профессиональной этики аудиторов, одобренный Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г. (протокол N 4).

Задать ?

Приложение 2

Примеры особенностей деятельности аудируемого лица и внешней среды, в которой она осуществляется, оказывающих влияние на уровень риска нарушения законодательства о противодействии коррупции

Задать ?

1. Страновые (региональные) :

Задать ?

а) аудируемое лицо осуществляет деятельность в странах или регионах, уровень коррупции в которых оценивается как высокий;

Задать ?

б) аудируемое лицо осуществляет деятельность в странах или регионах, в которых отсутствует эффективно действующее законодательство о противодействии коррупции.

Задать ?

2. Отраслевые:

Задать ?

а) аудируемое лицо осуществляет деятельность в отраслях, для которых характерны высокие капитальные затраты;

Задать ?

б) деятельность аудируемого лица предполагает значительное использование инфраструктуры (железных дорог, портов, сети трубопроводов и т.п.), в том числе находящейся в государственной собственности;

Задать ?

в) аудируемое лицо ведет деятельность в отраслях, для которых характерна высокая степень государственного регулирования (необходимость получения разрешений и лицензий).

Задать ?

3. Операционные:

Задать ?

а) деятельность аудируемого лица связана с поставкой/закупкой товаров или услуг организациям государственного сектора или объем договоров, заключенных аудируемым лицом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является существенным;

Задать ?

б) аудируемое лицо регулярно осуществляет значительные пожертвования на политические или благотворительные цели.

Задать ?

4. Проектные:

Задать ?

а) аудируемое лицо участвует или планирует участвовать в проектах с большим количеством посредников и субподрядчиков, в том числе, когда посредники используются для целей взаимодействия с государственными органами и (или) иностранными должностными лицами;

Задать ?

б) аудируемое лицо участвует или планирует участвовать в проектах с высокой стоимостью;

Задать ?

в) аудируемое лицо участвует или планирует участвовать в проектах с признаками инициатив, осуществляемых не по рыночными ценам или без явной легитимной цели;

Задать ?

г) аудируемое лицо ведет проекты в регионах, значительно удаленных от головного офиса, при этом удаленное подразделение аудируемого лица обладает высокой степенью автономности, а оперативный контроль его работы затруднен.

Задать ?

Приложение 3

Возможные элементы системы внутреннего контроля аудируемого лица, обеспечивающие соблюдение законодательства о противодействии коррупции, подлежащие рассмотрению в ходе аудита

Задать ?

1. Принятие руководством аудируемого лица ответственности за обеспечение соблюдения законодательства о противодействии коррупции, в том числе:

Задать ?

а) закреплены ли этические стандарты деятельности аудируемого лица в виде политик, процедур, кодекса этики/кодекса поведения;

Задать ?

б) демонстрирует ли руководство аудируемого лица приверженность культуре честности, этическим стандартам и ценностям организации в процессе осуществления деятельности, принятия управленческих решений и оценки/вознаграждения работников;

Задать ?

в) обязаны ли работники аудируемого лица ознакомиться с кодексом этики/кодексом поведения и подтвердить ознакомление в письменном виде;

Задать ?

г) реагирует ли оперативно руководство аудируемого лица на выявляемые случаи нарушения требований кодекса этики/кодекса поведения и (или) случаи неэтичного поведения;

Задать ?

д) внедряет ли и поддерживает ли руководство аудируемого лица внутреннюю политику и культуру недопустимости нарушения/обхода требований внутреннего контроля;

Задать ?

е) пересматривает ли регулярно руководство аудируемого лица политику и процедуры в области внутреннего контроля, в том числе направленные на предотвращение и выявление коррупционных правонарушений, а также кодекс этики/кодекс поведения, чтобы учесть изменения законодательства и внутренней среды; доводятся ли любые изменения до работников.

Задать ?

2. Оценка риска возникновения случаев коррупционных правонарушений, в том числе:

Задать ?

а) сформировано ли подразделение по управлению рисками, или назначено ли ответственное лицо по управлению рисками, или организован ли иной процесс выявления рисков, оценки значимости данных рисков и вероятности их возникновения, а также принятия решений о мерах по сокращению и управлению данными рисками;

Задать ?

б) представляет ли регулярно ответственное подразделение или лицо отчеты представителям собственников или исполнительному органу аудируемого лица;

Задать ?

в) рассматривает ли ответственное подразделение или лицо (помимо выявления и оценки рисков) наличие стимулов, возможностей и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, в том числе коррупционных, а также осуществляет ли общую оценку рисков для непрерывной деятельности аудируемого лица;

Задать ?

г) получает ли руководство аудируемого лица информацию и данные, поддерживающие процесс оценки рисков, как из внутренних, так и из внешних источников.

Задать ?

3. Специальные процедуры внутреннего контроля, в том числе:

Задать ?

а) осуществляет ли аудируемое лицо при приеме работников на ключевые должности специальную проверку кандидатов (например, проверку документов об образовании, получение отзывов (включая посредством непосредственного контакта с лицами, предоставившими отзывы) из прежнего места работы, проверку фактов наличия судимости, информации о совершенных правонарушениях, в том числе обвинениях/подозрениях, не завершившихся судебным разбирательством);

Задать ?

б) осуществляет ли аудируемое лицо до заключения договора проверку контрагентов, в том числе их правового и налогового статуса;

Задать ?

в) осуществляет ли аудируемое лицо до заключения договора проверку сделки (договора) с точки зрения соответствия требованиям применимого законодательства и внутренней организационно-распорядительной документации аудируемого лица;

Задать ?

г) предполагает ли согласование договоров не менее двух уровней одобрения и осуществляется ли оно представителями нескольких подразделений (например, юридической и финансовой служб);

Задать ?

д) устанавливаются ли и применяются ли для осуществления закупок и платежей лимиты ответственности, предполагающие различный уровень (в том числе единоличным исполнительным органом) согласования в зависимости от сумм закупок и платежей;

Задать ?

е) организуется ли для закупок, суммы которых превышают установленные лимиты, тендерный процесс;

Задать ?

ж) требуется ли для договоров с организациями, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях, предоставляющих низкий уровень налогообложения ("налоговое убежище"), санкционирование (одобрение) единоличным исполнительным органом или должностным лицом, ответственным за осуществление контроля;

Задать ?

з) организованы ли процессы и процедуры закупок и продаж с учетом положений кодекса этики/кодекса поведения и необходимости обеспечить соблюдение законодательства о противодействии коррупции.

Задать ?

4. Информирование и коммуникация:

Задать ?

а) осуществляет ли регулярно аудируемое лицо информирование работников об изменениях законодательства и внутренней организационно-распорядительной документации, в том числе путем обучения;

Задать ?

б) реализуются ли программы профессионального обучения, соответствующего требованиям регулирующих органов и профессиональных объединений;

Задать ?

в) существует ли для сообщения о фактах (подозрениях) коррупции и недобросовестного или неэтичного поведения специальная процедура (например, "горячая линия"); проводятся ли по фактам нарушений (подозрениям), сообщаемых посредством "горячей линии", независимые расследования; доводятся ли результаты расследований до сведения соответствующего уровня руководства и (или) представителей собственников;

Задать ?

г) согласовываются ли внешние коммуникации аудируемого лица с ответственными руководителями; контролируется ли переписка и иное взаимодействие аудируемого лица с государственными органами руководством или специально назначенным ответственным лицом.

Задать ?

5. Мониторинг внутреннего контроля:

Задать ?

а) проверяет ли регулярно ответственное подразделение или лицо (например, служба внутреннего аудита или внутренний аудитор) работоспособность и эффективность системы внутреннего контроля, сохранность и эффективность использования активов; подготавливаются ли по результатам проверок отчеты и рекомендации по устранению недостатков и предотвращению нарушений для комитета по аудиту (если он создан), руководства и (или) представителей собственников аудируемого лица;

Задать ?

б) проводит ли при необходимости ответственное подразделение или лицо специальные проверки и расследования фактов коррупции, подозрений в коррупции и операций, имеющих коррупционные признаки;

Задать ?

в) выполняются ли по результатам выполнения мероприятий, запланированных для устранения выявленных недостатков и предотвращения нарушений, дополнительные контрольные действия.

Задать ?

Приложение 4

Примеры фактов хозяйственной жизни, имеющих высокий риск в контексте потенциального нарушения законодательства о противодействии коррупции

Задать ?

1. Сообщения руководства или работников аудируемого лица об имевших место случаях коррупционных правонарушений, признаках таких случаев либо риске их возникновения.

Задать ?

2. Внеплановые проверки, проводимые уполномоченным государственным органом, наложение штрафов, иных санкций за нарушение законодательства о противодействии коррупции.

Задать ?

3. Платежи за консультационные, агентские или посреднические услуги, экономическая суть или легитимная цель которых из договоров не ясны, и/или результаты услуг по которым отсутствуют или недостаточно раскрыты.

Задать ?

4. Значительные суммы возмещений представительских затрат руководству или работникам аудируемого лица, которые взаимодействуют с покупателями, поставщиками или должностными лицами, в том числе иностранными должностными лицами.

Задать ?

5. Комиссионные и агентские вознаграждения в размере, превышающем средние значения для данной отрасли или вида деятельности.

Задать ?

6. Необычные сделки с юридическими лицами, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях, предоставляющих низкий уровень налогообложения ("налоговое убежище"), или необычно крупные платежи, перечисленные материнскими организациями, зарегистрированными в указанных юрисдикциях.

Задать ?

7. Платежи за товары или услуги, перечисленные юридическим лицам, находящихся в странах, отличных от страны поставки товара или оказания услуги.

Задать ?

8. Платежи на имя посредников или агентов или распределенные между несколькими юридическими или физическими лицами, роль которых в сделке не очевидна.

Задать ?

9. Сделки, заключенные по ценам, отличным от рыночных, и не являющиеся сделками со связанными сторонами, в том числе:

Задать ?

а) продажа или передача активов, особенно активов, обладающих высокой экономической ценностью при низкой остаточной стоимости, в том числе сторонам или организациям, которые являются или могут быть аффилированы с (иностранными) должностными лицами или крупными клиентами аудируемого лица;

Задать ?

б) покупка или аренда активов, в том числе у организаций государственного сектора, а также у сторон или организаций, которые являются или могут быть аффилированы с (иностранными) должностными лицами или крупными поставщиками аудируемого лица;

Задать ?

в) значительные займы выданные сторонним лицам.

Задать ?

10. Отсутствие действий, которые в обычном случае должны были бы быть предприняты для возврата выданных займов, авансов, просроченной дебиторской задолженности.

Задать ?

11. Просрочки по уплате налогов, сборов, штрафов и т.п. в отсутствие мер со стороны государственных органов и регуляторов по истребованию задолженности.

Задать ?

12. Нетипичные для обычной хозяйственной деятельности компенсационные выплаты юридическим или физическим лицам.

Задать ?

13. Платежи за товары, которые не были поставлены или услуги, которые не были оказаны.

Задать ?

14. Любые сделки или операции, форма или характер которых отличается от обычных для данного вида сделок или которые не являются типичными для деятельности аудируемого лица.

Задать ?

15. Любые сделки или операции, по которым отсутствует первичная документация.

Задать ?

16. Любые сделки или операции, выполненные с нарушением или в обход установленных процедур внутреннего контроля, например, правил анализа цен, согласований, лимитов, проведения тендерных процедур, продления или изменения договоров и т.д.

Задать ?

17. Любые сделки или операции, которые были обработаны внутренними системами способом, отличным от предусмотренного способа обработки для подобных сделок или операций.


 
Открыт на дату:

04.12.2022.

Свойства документа
Источник:Совет по аудиторской деятельности
Дата принятия:23.09.2015
№ документа:18
Вид документа:Методические указания