О первичных учётных документах
Проход по ссылкам навигацииБухгалтерский журналПубликации О первичных учётных документах
Войти
Яндекс.Метрика
«...и познаете истину, и истина сделает вас свободными»
(от Иоанна, 8:32)

Внимание!!! Проводится модернизация сайта. Возможна нестабильная работа. Приносим свои извинения.

Задать ?

О первичных учётных документах

13.04.2019
© ООО «ФинИнформ»
Контроль актуальности: 25.12.2019
Статус: Актуален.
Задать ?

Юридическая сторона вопроса

Задать ?

Общий смысл оформления первичного документа – получение юридически бесспорного доказательства совершения той или иной хозяйственной операции: выплаты или поступления денежных средств, движения материальных ценностей, возникновение или прекращение обязательств и т.д.

Бухгалтерская и налоговая отчётность подписывается уполномоченными должностными лицами организации, которые принимают на себя ответственность за её достоверность. Никакой презумпции невиновности нет, есть обязанность помянутых лиц доказывать в необходимых случаях, что при составлении отчётности:

1. Учтены данные о всех операциях за отчётный (налоговый) период;

2. Все операции отражены в учёте в соответствии с действующим законодательством.

В ходе учётного процесса регистры бухгалтерского (налогового) учёта систематизируют и агрегируют (сводят итоги соответствующих показателей ) в строки и графы бухгалтерской (налоговой) отчётности исходные данные первичных документов, поэтому только они могут быть надлежащим доказательством:

— реальности осуществления хозяйственных операций;

— их санкционированности уполномоченными лицами;

— соответствия хозяйственных операций действующему законодательству и (или) обычаям делового оборота.

Отсутствие или ненадлежащее оформление первичных документов ставит под вопрос достоверность бухгалтерской отчётности и налоговых деклараций.

Задать ?

Общие требования к первичным документам

Задать ?

В соответствии с частью 1 статьи 9 закона «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ от 06.12.2011 каждый (без исключений) факт хозяйственной жизни организации подлежит оформлению первичным документом, содержащим обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 упомянутой статьи. При этом закон не предусматривает обязательного применения бланков, содержащихся в альбомах унифицированных форм.

По общему правилу формы первичных учётных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011), при этом допустимо использовать бланки унифицированных форм, однако как унифицированные, так и самостоятельно разработанные организацией формы подлежат утверждению в учётной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008).

Задать ?

Обязательные формы первичных документов

Задать ?

Минфин России в Информации от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 разъясняет, что обязательными к применению продолжают оставаться формы первичных учётных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов. Сказанное означает, что если использование соответствующей формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), Уставом автомобильного транспорта (путевые листы), Постановлением Правительства РФ от 15.04. 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (транспортная накладная) и в иных аналогичных случаях, их использование является обязательным.

Задать ?

Раскрытие экономического содержания операции

Задать ?

Помимо формальной обязанности указания обязательных реквизитов первичного документа, существует требование по раскрытию экономического смысла (п. 4 ч. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ от 06.12.2011) — содержания хозяйственной операции. Именно содержательная часть позволяет квалифицировать в соответствии с нормами законодательства совершённые операции, например, их направленность на получение дохода. Следовательно, совокупность данных первичного документа должна раскрыть деловую цель произведённых расходов, не оставляя повода для сомнений в их направленности.

Вышесказанное следует учитывать при разработке форм первичных документов, а так же при контроле полноты оформления в момент их принятия к учёту.


 

Перейти к списку публикаций, к ленте новостей, к видеоматериалам



Проголосовало: 2. Ср. оценка: 5.

Уважаемые читатели!

Для нас важно Ваше мнение о практической полезности публикуемых материалов. Пожалуйста, дайте оценку, кликнув мышкой по звездочкам.

Вы можете получать уведомления о наших новых публикациях на Ваш e-mail, для этого нужно только зарегистрироваться.  Дополнительно Вы получите бесплатный доступ к нормативной базе по бухгалтерскому учёту и налогообложению, а также возможность задавать вопросы авторам наших материалов, ответы на которые бесплатны.

 
 
Открыт на дату:

19.04.2024.

Свойства документа
Источник:ООО ФинИнформ/Пресняков С. А.
Дата принятия:13.04.2019
Вид документа:Технический