Как скорректировать учётную политику на 2018 год
26.01.2018
© ООО «ФинИнформ»
Контроль актуальности: 25.12.2019
Статус: Актуален.
Что учесть для целей бухгалтерского учёта
Приказом МФ РФ от 28.04.2017 № 69н внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации». Изменения вступили в силу 06.08.2017, что обязывает организации к пересмотру или дополнению принятой учётной политики. Однако прежде чем перейти к обзору изменений, необходимо вспомнить, как устроена система регулирования бухгалтерского учёта в РФ.
Пунктом 1 статьи 21 Федеральный закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» определяется, что к документам в области регулирования бухгалтерского учёта относятся федеральные и отраслевые стандарты, которые для краткости будем называть далее РСБУ. С другой стороны, пункт 4 статьи 20 упомянутого закона устанавливает, что РСБУ разрабатываются на основе международных стандартов (далее – МСФО). Но кроме этого закона есть ещё Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности», в соответствии с которым отдельные российские организации обязаны составлять отчётность по МСФО. А ещё есть организации, которые могут вести учёт по упрощённой системе, даже без двойной записи.
Так вот, изменения в ПБУ 1/2008 как раз и определяют, как конкретной организации сформировать собственный стандарт бухгалтерского учёта – учётную политику – не запутавшись во всём этом цирке вышеперечисленных стандартов и вести учёт, руководствуясь собственной учётной политикой и ничего не нарушая.
Итак, совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учёта составляет его учётную политику. Если по конкретному вопросу соответствующий стандарт предусматривает несколько способов ведения учёта, выбор способа организация осуществляет самостоятельно, с учётом требований пунктов 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008.
Во-первых, следует определить, какими стандартами при выборе способов ведения учёта следует руководствоваться: МСФО или РСБУ. Второй вопрос: как поступить, если соответствующими стандартами способы ведения учёта по определённым вопросам не установлены. Правильное решение поможет принять алгоритм, который приведён на рисунке 1 (кликабельно).
Прокомментируем приведённую схему. Итак, по общему правилу способы ведения учёта выбираются из установленных соответствующими РСБУ. Однако организации, составляющие консолидированную отчётность, вправе не применять РСБУ в случае, если в результате их применения учётная политика перестанет соответствовать МСФО. Это установлено пунктом 7 ПБУ 1/2008. И следует помнить, что информация в отношении каждого не применяемого способа ведения учёта в соответствии с РСБУ подлежит раскрытию в учётной политике. При этом необходимо показать соответствующие требования МСФО и как это требование будет нарушено в случае применения РСБУ (пункт 20.1 ПБУ 1/2008).
Что делать, если соответствующие РСБУ не определяют способы ведения учёта? В этом случае организация разрабатывает их самостоятельно (пункт 7.1), исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведённых в пунктах 5 и 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы:
а) международные стандарты финансовой отчётности;
б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учёта по аналогичным и (или) связанным вопросам;
в) рекомендации в области бухгалтерского учёта.
Пункт 7.4 Положения даёт право не применять изложенный выше порядок формирования учётной политики, если от выбранных способов ведения учёта не зависят экономические решения пользователей бухгалтерской отчётности, т.е. информация, полученная в результате применения того или иного из допустимых способов ведения учёта, изменяется не существенно.
Однако такое отступление от правил требует, как минимум, надлежащего обоснования. В обосновании нуждается критерий признания той или иной информации существенной или несущественной. Нормативно установленного критерия сегодня не существует. Тем не менее, такой критерий очень полезно установить в самой учётной политике, однако это тема для отдельного комментария.
В исключительных случаях, когда применение вышеизложенного порядка формирования учётной политики приводит к недостоверному представлению финансового положения, организация вправе отступить от правил, при соблюдении условий, указанных в пункте 7.3 ПБУ 1/2008.
Если головная организация разрабатывает и утверждает свои стандарты, то дочернее общество обязано применять способы ведения бухучёта в соответствии с разработанными стандартами головной организации (п.5.1 ПБУ 1/2008).
Пунктом 7.2 комментируемого положения установлено, что организации, имеющие право применения упрощённых способов бухгалтерского учёта, в случае отсутствия в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учёта по конкретному вопросу вправе формировать учётную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (см. пункт 6 Положения).
Если предприятие добровольно применяет нормативные акты до наступления срока их обязательного применения, то этот факт необходимо раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчётности (п.23 ПБУ 1/2008).
Изменения в учётной политике, утверждённой на следующий год, теперь можно не раскрывать в пояснительной записке, т.к. пункт 25 исключён из новой редакции Положения.
Учётная политика для целей налогового учёта
Рассмотрим изменения налогового законодательства, которые могут повлечь необходимость раскрытия в учётной политике для целей налогообложения в 2018 году соответствующих методов учёта в случае их применения налогоплательщиком.
Учёт основных средств
Расширен список объектов основных средств, по которым может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (пп. 4 п.2 ст. 259.3 НК РФ).
Специальный коэффициент применяется к объектам, введённым в эксплуатацию после 01.01.2018 и только в отношении объектов основных средств, включённых в соответствующий перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п.2 ст. 259.3 НК РФ).
Появилась возможность уменьшить налог на прибыль (авансовый платёж) на инвестиционный налоговый вычет. Его применение заявляется налогоплательщиком в учётной политике (пункт 8 ст. 286.1 НК РФ). Подробно о применении инвестиционного вычета можно прочитать здесь.
Расходы на НИОКР
Стоимость амортизируемых НМА, полученных в результате выполнения НИОКР, т.е. на объекты исключительных прав, на результаты интеллектуальной деятельности, разрешено учитывать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).
В учётной политике для целей налогообложения необходимо закрепить порядок признания указанных расходов.
Раздельный учёт «входного» НДС
С 01.01.2018 вступили в силу изменения в п.4 ст.170 НК РФ. До вступления в силу изменений, если расходы на необлагаемые НДС операции не превышали 5%, раздельный учёт можно было не вести и всю сумму «входного» НДС принять к вычету.
С 01.01.2018 ведение раздельного учёта является обязательным, независимо от размера расходов по необлагаемым НДС операциям. При этом сохраняется возможность принимать к вычету весь «общехозяйственный» НДС, т. е. НДС по товарам (работам, услугам), приобретённым для использования одновременно в облагаемых и необлагаемых операциях, в случае выполнения правила о 5%.
В соответствии с вышеизложенным, учётная политика должна раскрывать порядок ведения раздельного учёта НДС в соответствии с нормами статьи 170 НК РФ. В случае, если учётная политика о порядке ведения раздельного учёта умалчивает, налоговый орган может сделать вывод об отсутствии раздельного учёта. И доказывать в суде, что фактически вы его вели, будет очень не просто.