Инвестиционный налоговый вычет
26.01.2018
© ООО «ФинИнформ»
Контроль актуальности: 25.12.2019
Статус: Актуален.
Основные понятия
Одним из нововведений 2018 года является применения инвестиционного вычета. Описанные ниже правила будут действовать с 01.01.2018 по 31.12.2027.
Инвестиционный вычет есть сумма уменьшения налога на прибыль, величина которой определяется как сумма инвестиций, под которыми для целей данного комментария следует понимать расходы, перечисленные в пункте 1 статьи 286.1 НК РФ:
стоимость принятых объектов основных средств;
затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств.
Вычет уменьшает не налоговую базу по налогу на прибыль, а сам исчисленный налог.
К инвестиционным вычетам относятся расходы на покупку (модернизацию) основных средств, относящихся к 3 — 7 амортизационным группам (п.3 ст. 258 НК РФ). Это имущество со сроком полезного использования от 3-х до 20 лет включительно.
Инвестиционный вычет применяется с периода, в котором введён в эксплуатацию объект основных средств, либо изменена его первоначальная стоимость.
Решение о применении налогового вычета должно быть утверждено в учётной политике организации. Применять или отказаться от использования права на применение инвестиционного налогового вычета допускается только с начала года. Изменить своё решение разрешено 1 раз в три года (если субъект РФ не установил иной срок) (п.8 ст. 286.1 НК РФ).
В случае принятия решения использовать инвестиционный налоговый вычет, он должен применяться ко всем объектам, удовлетворяющим условиям применения вычета (п. 8 ст. 286.1 НК РФ).
А теперь о тех, кого дальнейший текст не касается. Согласно п. 11 ст. 286.1 НК РФ применять инвестиционный налоговый вычет не могут резиденты особых экономических зон и участники региональных инвестиционных проектов. В частности, к ним относятся:
организации - участники региональных инвестиционных проектов;
организации - резиденты особых экономических зон;
организации - участники Особой экономической зоны в Магаданской области;
организации, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;
организации - участники свободной экономической зоны;
организации - резиденты территории опережающего социально-экономического развития либо резиденты свободного порта Владивосток;
организации - участники проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре «Сколково»;
иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Применение вычета в регионах РФ
Принятую статью 286.1 НК РФ можно рассматривать как меморандум о намерениях, поскольку решение о применении или не применении вычетов субъекты РФ принимают самостоятельно.
Региональные власти вправе установить свои условия и «правила игры», но строго в рамках принятой ст. 286.1 НК РФ.
Нормативные акты субъекта РФ, вводящего на своей территории инвестиционный налоговый вычет, могут регулировать следующие вопросы (п. 6 и 9 ст. 286.1 НК РФ):
устанавливать иной размер налогового вычета, но не более 90%;
определять категории налогоплательщиков, которым разрешено или запрещено применение вычета;
устанавливать категории объектов основных средств;
регулировать порядок переноса не использованного в отчётном периоде инвестиционного вычета на следующие периоды.
Порядок применения вычета
Как было сказано выше, инвестиционный вычет уменьшает не налоговую базу по налогу на прибыль, а сам налог на прибыль. Рассмотрим наиболее важные правила применения налогового вычета:
вычет можно применить после ввода в эксплуатацию объекта или увеличения его первоначальной стоимости;
амортизация по данным объектам не начисляется (подп. 9 п. 2 ст. 256 НК РФ);
сделка признаётся контролируемой, если одна из сторон применяет вычет (подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
после уменьшения налога ИФНС вправе запросить пояснения по инвестиционному вычету, заявленному в декларации (п. 8.8 ст. 88 НК РФ).
Поскольку налоговый вычет предоставляется за счёт налога на прибыль, который уплачивается в федеральный и региональный бюджеты, НК определяет порядок распределения налогового вычета между бюджетами.
Порядок использования вычета за счёт регионального бюджета установлен пунктом 2 статьи 286.1 НК РФ, в соответствии с которым он не может превышать 90 % расходов инвестиционного характера, указанных в пункте 1 статьи 286.1 НК.
Предельная величина инвестиционного налогового вычета определяется по формуле:
ПВ = (НБ х S) — (НБ х 5 %), где:
НБ – величина налоговой базы по налогу на прибыль;
S – ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет.
5 % - ставка налога на прибыль, определяемая решением субъекта федерации. Величина 5 % определена в НК условно, окончательное решение по ней остаётся за региональными властями. Таким образом, именно от позиции региональных властей зависит, будет ли какой-то экономический смысл применения налогового вычета для предприятия.
Вычет за счёт федерального бюджета предоставляется полном объёме (в пределах 10% осуществлённых инвестиций), при условии, что в отношении таких расходов налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета из регионального бюджета. Сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, может быть снижена до нуля и не может переноситься на будущее.
Выбытие объектов
Для основных средств, по которым применялся инвестиционный налоговый вычет, предусмотрены особые правила учёта в случае выбытия объектов (п.12 ст. 286.1 НК РФ). Рассмотрим причины выбытия имущества.
При реализации или ином выбытии объектов (за исключением ликвидации) важным критерием является фактический срок его полезного использования.
В случае выбытия до окончания срока полезного использования доходом будет признана вся сумма, полученная от реализации или иного выбытия ОС. В расходах будет учтена первоначальная стоимость основного средства. Одновременно организации необходимо восстановить суммы налога на прибыль, не уплаченного в связи с применением вычета. За период, начиная с даты уменьшения налога, до даты выбытия объекта начисляются и уплачиваются пени по налогу на прибыль.
В случае выбытия после окончания срока его полезного использования. Доходом будет признана вся сумма, полученная от реализации или иного выбытия ОС. Расходы не учитываются.
В настоящее время существует, нормативная не определённость, как отразить в учёте объекты основных средств в случае их ликвидации.
Пример применения вычета
Примем условно, что в законе субъекта РФ установлены общие правила применения инвестиционного налогового вычета. Ставка налога на прибыль 20%, из них в региональный бюджет ставка составляет 17%, а в федеральный бюджет – 3%.
В феврале 2018 организация приобрела и ввела в эксплуатацию объект основных средств стоимостью 1 000 000 рублей. Объект относится к 5 амортизационной группе.
За 1 квартал 2018 года налоговая база организации (без учёта стоимости объекта ОС) составила 5 000 000 рублей.
1 | Распределим стоимость объекта ОС, которая составляет 1 000 000 руб., по бюджетам. | Региональный бюджет – 1 000 000 * 90% Федеральный бюджет – 1 000 000 * 10% | Региональный бюджет – 900 000 руб. Федеральный бюджет – 100 000 руб. |
Региональный бюджет |
2 | Определяем сумму расчётного налога, в случае, если вычет не применяется | 5 000 000 * 17% | 850 000 рублей |
3 | Определим установленный лимит налога в региональный бюджет. Исходя ставки налога, установленная для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета - 5 %. | 5 000 000 * 5% | 250 000 рублей |
4 | Определяем разницу между расчётным (п.2) налогом и установленным лимитом (п.3). | 850 000 – 250 000 | 600 000 рублей |
Вывод: На 600 000 рублей может быть уменьшена сумма в бюджет субъекта РФ за 1 квартал 2018 года |
5 | Определим сумму налога подлежащего уплате в бюджет | (5 000 000 * 17%) – 600 000 | 250 000 рублей |
6 | Размер перенесённого налогового вычета на следующий период | (1 000 000 * 90%) – 600 000 | 300 000 рублей |
Федеральный бюджет |
7 | Определяем сумму расчётного налога, в случае не применения вычета | 5 000 000 * 3% | 150 000 рублей |
В заключение заметим, что комментируемая норма имеет более декларативно-политический (предвыборный), чем практический характер. Дело в том, что для её применения нужно долгосрочное планирование, которое в условиях РФ невозможно. И если экономика вдруг содрогнётся от очередного кризиса, это вполне может повлечь свёртывание бизнеса и продажу активов. И вот тут налоговая инспекция вам всё и припомнит. Отдадите не только налог, но и пени!