Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
Принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года
Одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года
Статья 1. Аудиторская деятельность
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности, особенности саморегулирования в сфере аудиторской деятельности в Российской Федерации.
2. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, а также иными требованиями, установленными Банком России, саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под стандартами аудиторской деятельности в целях настоящего Федерального закона понимаются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.
3. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.
4. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.
5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.
7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
8. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами и нормативными актами Банка России.
Статья 3. Аудиторская организация
1. Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом саморегулируемой организации аудиторов.
2. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр аудиторов и аудиторских организаций).
3. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово "аудиторская", а также производные слова от слова "аудит".
Статья 4. Аудитор. Руководитель аудита
1. Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом саморегулируемой организации аудиторов.
2. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
3. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона.
3.1. Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у него квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций.
4. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
5. Руководитель аудита - аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.
Статья 5. Обязательный аудит
1. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:
1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг (за исключением инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации), бюро кредитных историй;
3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах"), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;
4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-* "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:
а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей;
5) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
1.1. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится также в случае, если бухгалтерская (финансовая) отчетность освобождена от обязательного аудита по одному из оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, но подлежит обязательному аудиту по иному основанию, предусмотренному настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.
2. Обязательный аудит проводится ежегодно.
3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими организациями.
4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
5. В электронном конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
6. Сведения о проведении обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц), наименования аудиторской организации, идентифицирующих аудиторскую организацию данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц), состава бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный аудит которой проводился, периода, за который она составлена, даты аудиторского заключения, мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также иных случаев, установленных федеральными законами.
Статья 5.1. Оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям
1. Для целей настоящего Федерального закона общественно значимыми организациями признаются:
1) публичные акционерные общества;
2) организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг;
3) кредитные организации, головные кредитные организации банковских групп, головные организации банковских холдингов;
4) страховые организации, общества взаимного страхования;
5) организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
6) государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании;
7) организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
8) иные организации, которые представляют и (или) раскрывают отчетность в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".
2. Аудиторские услуги общественно значимым организациям, в том числе общественно значимым организациям, указанным в пунктах 2 - 5 части 1 настоящей статьи, вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (далее - аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям).
3. Аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены Банком России в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке (далее - аудиторские организации на финансовом рынке). Для целей настоящего Федерального закона общественно значимые организации, указанные в пунктах 2 - 5 части 1 настоящей статьи, именуются общественно значимыми организациями на финансовом рынке.
4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключается с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса. Уполномоченный федеральный орган совместно с Банком России вправе устанавливать правила проведения открытого конкурса на заключение договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, если иные правила не установлены другими федеральными законами.
Статья 5.2. Требования к руководителю аудита общественно значимой организации
1. Руководитель аудита общественно значимой организации должен соответствовать следующим требованиям:
1) являться работником аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, по основному месту работы;
2) иметь опыт участия в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям в течение трех лет, непосредственно предшествовавших году начала оказания аудиторской услуги.
2. Руководитель аудита общественно значимых организаций, указанных в пунктах 3 - 5 части 1 статьи 5.1 настоящего Федерального закона, также должен соответствовать следующим требованиям:
2) иметь опыт участия в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляющих соответствующий вид экономической деятельности, из числа указанных в пунктах 3 - 5 части 1 статьи 5.1 настоящего Федерального закона, в течение трех лет, непосредственно предшествовавших году начала оказания аудиторской услуги общественно значимой организации, либо при наличии опыта участия в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляющих иной вид экономической деятельности, из числа указанных в пунктах 3 - 5 части 1 статьи 5.1 настоящего Федерального закона пройти обучение по программам повышения квалификации по тематике экономической деятельности организаций соответствующего вида из числа указанных в пунктах 3 - 5 части 1 статьи 5.1 настоящего Федерального закона, продолжительностью не менее 120 часов в течение года, непосредственно предшествовавшего году начала оказания аудиторской услуги общественно значимой организации.
3. Руководителем аудита общественно значимой организации не может быть назначен аудитор:
1) имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;
2) признанный судом в течение пяти лет, предшествовавших году начала оказания аудиторской услуги общественно значимой организации, виновным в злоупотреблении полномочиями аудитора;
3) в течение трех лет, непосредственно предшествовавших году начала оказания аудиторской услуги общественно значимой организации:
а) нарушивший требования статьи 8 настоящего Федерального закона при участии в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям;
б) неоднократно совершивший иное грубое нарушение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее при совместном упоминании - обязательные требования).
4. Руководителем аудита общественно значимой организации из числа указанных в пунктах 3 - 5 части 1 статьи 5.1 настоящего Федерального закона не может быть назначен аудитор, подписавший в течение трех лет, непосредственно предшествовавших году начала оказания аудиторской услуги общественно значимой организации на финансовом рынке, ненадлежащее в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности аудиторское заключение.
Статья 5.3. Условия внесения сведений об аудиторских организациях в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестр аудиторских организаций на финансовом рынке
1. Сведения об аудиторской организации вносятся в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 года не менее трех, с 1 января 2023 года не менее пяти;
2) наличие в числе аудиторов, указанных в пункте 1 настоящей части, не менее трех аудиторов, каждый из которых:
а) имеет квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с настоящим Федеральным законом;
б) имеет опыт участия в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр;
3) отсутствие в числе аудиторов, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, лиц, которые подписали аудиторское заключение, впоследствии признанное по решению суда заведомо ложным, и (или) которые имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, и (или) которые признаны судом в течение пяти лет, предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр, виновными в злоупотреблении полномочиями аудитора;
4) отсутствие в числе аудиторов, предусмотренных пунктом 2 настоящей части, лиц, которые совершили в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр, хотя бы одно из действий, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 3 статьи 5.2 настоящего Федерального закона;
5) опыт осуществления аудиторской деятельности такой аудиторской организацией составляет не менее трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр;
6) отсутствие случаев неоднократного нарушения в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр, аудиторской организацией и (или) аудиторами, являющимися (являвшимися) в момент нарушения ее работниками, требований статьи 8 настоящего Федерального закона;
7) ведение аудиторской организацией своего сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. Сведения об аудиторской организации вносятся в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке при одновременном соблюдении следующих условий:
1) численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 года не менее семи, с 1 января 2023 года не менее двенадцати;
2) наличие в числе аудиторов, указанных в пункте 1 настоящей части, не менее трех аудиторов, каждый из которых:
а) имеет квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с настоящим Федеральным законом;
б) имеет опыт участия в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций на финансовом рынке в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр;
3) отсутствие в числе аудиторов, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, лиц, которые подписали аудиторское заключение, впоследствии признанное по решению суда заведомо ложным, и (или) которые имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, и (или) которые признаны судом в течение пяти лет, предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр, виновными в злоупотреблении полномочиями аудитора;
4) отсутствие в числе аудиторов, предусмотренных пунктом 2 настоящей части, лиц, которые совершили хотя бы одно из действий, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 3 и части 4 статьи 5.2 настоящего Федерального закона, в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр;
5) опыт осуществления аудиторской деятельности такой аудиторской организацией составляет не менее трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр;
6) отсутствие случаев неоднократного нарушения в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр, аудиторской организацией и (или) аудиторами, являющимися (являвшимися) в момент нарушения ее работниками, требований статьи 8 настоящего Федерального закона;
7) ведение аудиторской организацией своего сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
8) информация о деятельности аудиторской организации по перечню и в форме, требования к которым установлены Банком России, раскрыта этой аудиторской организацией не менее чем за три года, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр, на сайте аудиторской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 5.4. Ведение реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и реестра аудиторских организаций на финансовом рынке
1. Ведение реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (далее - уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору). Порядок ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, в том числе перечень включаемых в него сведений, порядок представления аудиторской организацией в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору документов, необходимых для внесения сведений о ней в данный реестр (изменений в такие сведения), в том числе перечень таких документов и требования к ним, порядок исключения сведений об аудиторской организации из данного реестра устанавливаются уполномоченным федеральным органом. Порядок рассмотрения уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (изменений в такие сведения), устанавливается уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору.
2. Ведение реестра аудиторских организаций на финансовом рынке осуществляется Банком России. Порядок ведения реестра аудиторских организаций на финансовом рынке, в том числе перечень включаемых в него сведений, порядок представления аудиторской организацией в Банк России документов, необходимых для внесения сведений о ней в данный реестр (изменений в такие сведения), в том числе перечень таких документов и требования к ним, порядок рассмотрения Банком России документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в данный реестр (изменений в такие сведения), порядок исключения сведений об аудиторской организации из данного реестра устанавливаются нормативным актом Банка России.
3. Сведения об аудиторской организации вносятся уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, Банком России (далее также при совместном упоминании - органы, ведущие реестры аудиторских организаций) в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестр аудиторских организаций на финансовом рынке соответственно на основании подаваемого аудиторской организацией в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору, Банк России заявления в письменной форме о внесении сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестр аудиторских организаций на финансовом рынке соответственно.
4. Органы, ведущие реестры аудиторских организаций, в течение 45 рабочих дней со дня, следующего за днем представления аудиторской организацией заявления и установленных соответственно уполномоченным федеральным органом и Банком России документов, осуществляют в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом и Банком России соответственно, проверку соответствия такой аудиторской организации требованиям настоящего Федерального закона, в случае необходимости запрашивают дополнительные документы (информацию), принимают решение о внесении сведений об аудиторской организации в соответствующий реестр аудиторских организаций или решение об отказе во внесении сведений об аудиторской организации в соответствующий реестр аудиторских организаций.
5. Органы, ведущие реестры аудиторских организаций, уведомляют аудиторскую организацию о принятом решении о внесении сведений об аудиторской организации в соответствующий реестр аудиторских организаций в течение трех рабочих дней, следующих за днем принятия данного решения.
6. В случае представления аудиторской организацией заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, установленным соответственно уполномоченным федеральным органом и Банком России, и (или) представления их не в полном объеме, и (или) непредставления дополнительных документов (информации) в соответствии с частью 4 настоящей статьи уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и Банк России соответственно направляют аудиторской организации уведомление в письменной форме о необходимости в тридцатидневный срок устранения выявленных нарушений и (или) представления в полном объеме документов.
7. Течение срока принятия уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору и Банком России соответственно решения о внесении сведений об аудиторской организации в соответствующий реестр аудиторских организаций или решения об отказе во внесении сведений об аудиторской организации в соответствующий реестр приостанавливается со дня направления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору и Банком России соответственно аудиторской организации уведомления, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, до дня получения уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору и Банком России соответственно документов (информации) либо до дня истечения срока, предусмотренного частью 6 настоящей статьи.
8. Сведения, содержащиеся в реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и реестре аудиторских организаций на финансовом рынке, являются открытыми и общедоступными и подлежат размещению на официальных сайтах уполномоченного федерального органа по контролю и надзору и Банка России соответственно в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 5.5. Отказ во внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и реестр аудиторских организаций на финансовом рынке
1. Основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, является:
1) несоблюдение аудиторской организацией условий, предусмотренных частью 1 статьи 5.3 настоящего Федерального закона;
2) неустранение в установленный срок нарушений, предусмотренных частью 6 статьи 5.4 настоящего Федерального закона, и (или) непредставление документов (информации) в соответствии с частью 4 статьи 5.4 настоящего Федерального закона;
3) выявление недостоверных сведений в документах, представленных в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.
2. Основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке является:
1) несоблюдение аудиторской организацией условий, предусмотренных частью 2 статьи 5.3 настоящего Федерального закона;
2) неустранение в установленный срок нарушений, предусмотренных частью 6 статьи 5.4 настоящего Федерального закона, и (или) непредставление документов (информации) в соответствии с частью 4 статьи 5.4 настоящего Федерального закона;
3) выявление недостоверных сведений в документах, представленных в Банк России.
3. Органы, ведущие реестры аудиторских организаций, уведомляют аудиторскую организацию о принятом решении об отказе во внесении сведений об аудиторской организации в соответствующий реестр аудиторских организаций в течение трех рабочих дней, следующих за днем принятия данного решения.
4. Решение органов, ведущих реестры аудиторских организаций, об отказе во внесении сведений об аудиторской организации в соответствующий реестр аудиторских организаций может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 5.6. Исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестра аудиторских организаций на финансовом рынке
1. Основанием для принятия решения об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестра аудиторских организаций на финансовом рынке является:
1) заявление аудиторской организации об исключении сведений о ней из соответствующего реестра аудиторских организаций;
2) нарушение аудиторской организацией требования о членстве в саморегулируемой организации аудиторов;
3) выявление недостоверных сведений в документах, представленных в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору или Банк России соответственно, для внесения сведений об аудиторской организации в соответствующий реестр аудиторских организаций;
4) несоблюдение аудиторской организацией требований, установленных статьей 5.2 настоящего Федерального закона, при назначении руководителя аудита;
5) неоднократное в течение трех последовательных лет нарушение аудиторской организацией и (или) аудиторами, являющимися (являвшимися) в момент нарушения ее работниками, требований статьи 8 настоящего Федерального закона;
6) неоднократное в течение пяти последовательных лет грубое нарушение аудиторской организацией обязательных требований;
7) неоднократное в течение пяти последовательных лет нарушение требований, предусмотренных частями 4 и (или) 5 статьи 13 настоящего Федерального закона.
2. Основанием для принятия решения об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, также является:
1) неоказание аудиторской организацией аудиторских услуг общественно значимым организациям в течение двух последовательных лет;
2) несоблюдение аудиторской организацией хотя бы одного из условий, установленных частью 1 статьи 5.3 настоящего Федерального закона.
3. Основанием для принятия решения об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторских организаций на финансовом рынке также является:
1) неоказание аудиторской организацией аудиторских услуг общественно значимой организации на финансовом рынке в течение двух последовательных лет;
2) несоблюдение аудиторской организацией хотя бы одного из условий, установленных частью 2 статьи 5.3 настоящего Федерального закона;
3) неоднократное в течение пяти последовательных лет представление ненадлежащего в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности аудиторского заключения.
4. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации за год, в котором аудиторская организация была утверждена для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности такой общественно значимой организации, может быть завершен этой аудиторской организацией в случае исключения сведений о ней из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестра аудиторских организаций на финансовом рынке, если такое исключение не основано на положениях пункта 2 части 1 настоящей статьи, при условии, что иное решение не принято такой общественно значимой организацией с учетом информации об основаниях принятия решения об исключении сведений об аудиторской организации из соответствующего реестра аудиторских организаций, раскрытой уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору и Банком России соответственно в установленном ими порядке.
Статья 6. Аудиторское заключение
1. Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
2. Аудиторское заключение должно содержать:
3. Требования к форме, содержанию и порядку представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности. Банк России вправе устанавливать дополнительные к требованиям стандартов аудиторской деятельности требования к раскрытию в аудиторском заключении (разделе аудиторского заключения, отдельном отчете) результатов исполнения аудиторской организацией на финансовом рынке обязанностей, возложенных на нее другими федеральными законами.
3.1. В аудиторском заключении по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации раскрываются в соответствии со стандартами аудиторской деятельности обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, в отношении которой проведен аудит, события и (или) условия, которые могут поставить под сомнение способность общественно значимой организации непрерывно продолжать свою деятельность.
3.2. В случае проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторской организацией аудиторское заключение подписывается руководителем такой аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим соответствующий квалификационный аттестат аудитора, и руководителем аудита с указанием их фамилий, имен, отчеств (последнее - при наличии) и номеров записей в реестре аудиторов и аудиторских организаций, а также номера записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций в отношении такой аудиторской организации. В случае проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности индивидуальным аудитором аудиторское заключение подписывается этим индивидуальным аудитором с указанием его фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) и номера записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций. Полномочие по подписанию аудиторского заключения не может быть передано лицу, отличному от лиц, указанных в настоящей части.
4. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.
5. Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.
6. С заявлением в суд о признании аудиторского заключения заведомо ложным вправе обращаться:
1) лица, которым адресовано аудиторское заключение (в отношении адресованных им аудиторских заключений);
2) Банк России (в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций на финансовом рынке);
3) уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору (в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций);
4) государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов);
5) иные лица в случаях, определенных федеральными законами.
7. Ненадлежащее в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности аудиторское заключение - аудиторское заключение, содержащее ошибочное аудиторское мнение при существенно искаженной бухгалтерской (финансовой) отчетности и составленное с нарушением обязательных требований. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, указанных в пунктах 3 - 5 части 1 статьи 5.1 настоящего Федерального закона, признается ненадлежащим в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности по решению Банка России в установленном им порядке. Указанное решение Банка России может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 7. Требования к аудиторским процедурам, устанавливаемые саморегулируемой организацией аудиторов
1. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Саморегулируемая организация аудиторов вправе устанавливать требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Требования к аудиторским процедурам, установленные саморегулируемой организацией аудиторов:
1) не могут противоречить стандартам аудиторской деятельности;
2) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов.
4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.
3. Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, содержащий принципы профессиональной этики, основные требования к обеспечению соблюдения таких принципов, меры по обеспечению соблюдения таких принципов аудиторскими организациями, аудиторами и обязательный для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при оказании аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (участии в оказании таких услуг).
3.1. Кодекс профессиональной этики аудиторов разрабатывается на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров.
4. Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.
Статья 8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
1) независимость аудиторской организации, аудитора - отсутствие отношений связанности (аффилированности), основанной на имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и иных должностных лиц, других лиц, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций;
2) правила независимости аудиторов и аудиторских организаций - документ, содержащий основные требования к обеспечению независимости аудиторских организаций, аудиторов, в том числе к выявлению обстоятельств, создающих угрозу независимости аудиторской организации, аудитора, рисков возникновения данной угрозы, и меры по предотвращению, устранению данной угрозы либо снижению ее уровня;
3) контролирующее лицо - лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не признаются контролирующими лицами;
4) подконтрольное лицо (подконтрольная организация) - юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица;
5) родственники - родители, братья, сестры, дети, супруги, родители супругов и дети супругов.
6) аудиторами, являющимися учредителям (участникам) аудируемого лица, его руководителям, главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов;
7) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности этих аудиторских организаций;
8) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, являющихся кредитными организациями, с которыми ими заключены кредитные договоры или договоры поручительства, либо которыми им выдана банковская гарантия, либо с которыми такие договоры заключены руководителями этих аудиторских организаций, либо с которыми такие договоры заключены на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, лицами, являющимися близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов руководителей этих аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, либо если указанные лица являются выгодоприобретателями по таким договорам;
9) работниками аудиторских организаций, являющимися участниками аудиторских групп, аудируемыми лицами которых являются кредитные организации, с которыми ими заключены кредитные договоры или договоры поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, либо получившими от этих кредитных организаций банковские гарантии, либо с которыми такие договоры заключены лицами, являющимися близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов аудиторов, либо если указанные лица являются выгодоприобретателями по таким договорам.
2. Понятие "финансовый инструмент" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном в статье 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
2.1. Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренные советом по аудиторской деятельности правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций дополнительные требования.
3. При оказании аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) аудиторская организация, аудитор должны быть независимы и соблюдать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.
4. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не могут проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги в случае, если:
1) руководитель, иное должностное лицо аудиторской организации, индивидуальный аудитор являются учредителями (участниками, акционерами) аудируемого лица, его руководителем, главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета;
2) руководитель, иное должностное лицо аудиторской организации, индивидуальный аудитор являются родственниками учредителя (участника, акционера) аудируемого лица, его руководителя, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета;
3) аудиторская организация, индивидуальный аудитор являются учредителями (участниками, акционерами), контролирующими лицами аудируемого лица либо аудируемое лицо является учредителем (участником, акционером), контролирующим лицом аудиторской организации;
4) аудиторская организация и аудируемое лицо имеют общих учредителей (участников, акционеров), контролирующих лиц либо аудиторская организация, индивидуальный аудитор и аудируемое лицо являются учредителями (участниками, акционерами) одной организации, имеют общих подконтрольных лиц;
5) аудиторская организация, индивидуальный аудитор оказывали аудируемому лицу в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета;
6) аудируемое лицо является:
а) лицом, заключившим договор страхования ответственности этих аудиторской организации, индивидуального аудитора, заключившим договор займа, кредитный договор, договор поручительства с этими аудиторской организацией, индивидуальным аудитором или выдавшим независимую гарантию этим аудиторской организации, индивидуальному аудитору;
б) лицом, заключившим договор займа, кредитный договор, договор поручительства с руководителем этой аудиторской организации или выдавшим независимую гарантию руководителю этой аудиторской организации;
в) лицом, заключившим договор займа, кредитный договор, договор поручительства с родственником руководителя этой аудиторской организации, родственником этого индивидуального аудитора на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, либо родственник руководителя этой аудиторской организации, родственник этого индивидуального аудитора являются выгодоприобретателями по таким договорам;
г) лицом, выдавшим независимую гарантию родственнику руководителя этой аудиторской организации, родственнику этого индивидуального аудитора на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок;
д) кредитором аудиторской организации, индивидуального аудитора по денежным и иным обязательствам (за исключением обязательств по договору займа, кредитному договору) в объеме более чем 10 процентов балансовой стоимости активов этих аудиторской организации, индивидуального аудитора;
7) руководитель аудируемого лица является кредитором (поручителем) этих аудиторской организации, индивидуального аудитора в объеме более чем 10 процентов балансовой стоимости активов этих аудиторской организации, индивидуального аудитора;
8) лицо, подконтрольное аудируемому лицу, является лицом:
а) заключившим договор страхования ответственности этих аудиторской организации, индивидуального аудитора, заключившим договор займа, кредитный договор, договор поручительства с этими аудиторской организацией, индивидуальным аудитором или выдавшим независимую гарантию этим аудиторской организации, индивидуальному аудитору;
б) заключившим договор займа, кредитный договор, договор поручительства с руководителем этой аудиторской организации или выдавшим независимую гарантию руководителю этой аудиторской организации;
9) аудиторская организация, ее руководитель, иное должностное лицо, работник аудиторской организации, являющийся участником аудиторской группы, родственник руководителя этой аудиторской организации или работника аудиторской организации, являющегося участником аудиторской группы, владеют финансовыми инструментами аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией, либо являются выгодоприобретателями по таким финансовым инструментам;
10) соответствующее ограничение установлено другими федеральными законами, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций.
5. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не могут проводить аудит в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств аудируемого лица, указанного в пунктах 3 и 4 части 4 настоящей статьи.
6. Аудитор не может участвовать в проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг в случае, если:
1) аудитор является учредителем (участником, акционером) аудируемого лица, его руководителем, главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета;
2) аудитор является родственником учредителя (участника, акционера) аудируемого лица, его руководителя, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета;
3) аудитор является работником аудиторской организации, являющимся участником аудиторской группы, и заключил с аудируемым лицом договор займа, кредитный договор, договор поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, либо с аудируемым лицом такие договоры заключены родственником этого аудитора, либо родственник этого аудитора является выгодоприобретателем по таким договорам;
4) аудитор является работником аудиторской организации, являющимся участником аудиторской группы, и получил от этого аудируемого лица независимую гарантию на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок;
5) соответствующее ограничение установлено другими федеральными законами, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций.
7. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторской организации, индивидуальному аудитору, определенные договорами оказания аудиторских услуг, не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемого лица к содержанию выводов, которые могут быть сделаны в результате оказания таких услуг.
8. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Для целей настоящего Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации, индивидуального аудитора может повлиять на мнение этих аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Случаи возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов.
9. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций разрабатываются на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров.
Статья 9. Аудиторская тайна
1. Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:
1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;
2) сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг;
3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.
2. Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну.
3. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
3.1. Аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, полученные в соответствии со статьей 14.1 настоящего Федерального закона, либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
4. Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.
5. Уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и их работники, Банк России и его служащие, саморегулируемая организация аудиторов, ее члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности таких сведений и документов.
6. В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, Банком России, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Федерального закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Контроль и надзор за деятельностью аудиторских организаций, аудиторов
1. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются стандартами аудиторской деятельности. Банк России вправе устанавливать дополнительные к установленным стандартами аудиторской деятельности требования к организации внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций на финансовом рынке.
2. Аудиторская организация, аудитор обязаны:
1) проходить внешний контроль деятельности, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию;
2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов внешнего контроля деятельности других членов этой организации.
3. Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, аудиторов осуществляют:
1) саморегулируемая организация аудиторов - в отношении аудиторских организаций, аудиторов;
2) уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору - в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
4. Банк России осуществляет надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке в части оказания ими аудиторских услуг общественно значимым организациям на финансовом рынке.
5. Порядок взаимодействия уполномоченного федерального органа по контролю и надзору при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций и Банка России при осуществлении надзора за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке в части оказания аудиторскими организациями услуг общественно значимым организациям на финансовом рынке определяется соглашением между уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору и Банком России.
6. При осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторской организации, индивидуального аудитора, надзора за деятельностью аудиторской организации проверка выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, сделанных в результате аудита, может проводиться только в отношении подписанных аудиторских заключений.
7. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации.
8. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации и индивидуальном аудиторе в реестр аудиторов и аудиторских организаций:
9. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляются:
10. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации и саморегулируемой организацией аудиторов.
11. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации.
12. Саморегулируемая организация аудиторов на основании соглашения о признании результатов внешних проверок уполномоченного федерального органа по контролю и надзору, заключаемого саморегулируемой организацией аудиторов с уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, вправе в установленном ею порядке признать плановую внешнюю проверку качества работы аудиторской организации осуществленной в случае, если в соответствующем периоде в отношении деятельности такой аудиторской организации уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору осуществлена плановая проверка.
Статья 10.1. Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, аудиторов, осуществляемый саморегулируемой организацией аудиторов
1. Предметом внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов, осуществляемого саморегулируемой организацией аудиторов, является соблюдение аудиторской организацией, аудитором обязательных требований, требований, установленных саморегулируемой организацией аудиторов, а также исполнение решений саморегулируемой организации аудиторов о применении мер дисциплинарного воздействия, принимаемых по результатам внешнего контроля деятельности.
2. Саморегулируемая организация аудиторов устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля деятельности своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность внешних проверок, в том числе внешних проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации.
3. Банк России вправе устанавливать требования к организации и осуществлению саморегулируемой организацией аудиторов внешнего контроля деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке.
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) профилактический визит.
4. Плановая внешняя проверка деятельности аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации и индивидуальном аудиторе в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Саморегулируемая организация аудиторов вправе в установленном ею порядке признать плановую внешнюю проверку деятельности аудиторской организации осуществленной в случае, если в соответствующем периоде в отношении деятельности такой аудиторской организации уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору осуществлена плановая внешняя проверка.
1) поданная в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору жалоба на действия (бездействие) такой аудиторской организации, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;
2) истечение срока исполнения такой аудиторской организацией предписания, обязывающего ее устранить выявленные нарушения требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, вынесенного по результатам внешней проверки качества ее работы и устанавливающего сроки устранения данных нарушений.
4.1. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Планирование внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется на основании отнесения деятельности соответствующих аудиторской организации и (или) группы аудиторских организаций к определенной категории риска с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения аудиторской организацией обязательных требований и оценки вероятности несоблюдения таких требований. Оценка и управление рисками причинения вреда (ущерба) осуществляются с учетом положений международных стандартов аудита. Критерии и правила отнесения деятельности аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, к определенной категории риска определяются уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору. Внешние проверки качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, проводятся не чаще одного раза в год.
4.2. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется посредством проведения документарных и выездных проверок.
5. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки деятельности аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие обязательные требования, а также требования, установленные саморегулируемой организацией аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки деятельности аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации и саморегулируемой организацией аудиторов.
6. Указанный в части 5 настоящей статьи срок может быть продлен уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не более чем на 20 рабочих дней. Основанием продления срока проведения плановой или внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, является:
6.1. Положение о внешнем контроле качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, утверждается Правительством Российской Федерации.
7. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, проводящая обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, о результатах плановой или внеплановой внешней проверки качества работы такой аудиторской организации и решении, принятом в отношении такой аудиторской организации, в течение пяти рабочих дней с даты вынесения данного решения.
Статья 10.2. Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществляемый уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору (федеральный государственный контроль (надзор)
1. Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществляется уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору и является федеральным государственным контролем (надзором).
2. Предметом осуществляемого уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, является соблюдение аудиторскими организациями обязательных требований, а также исполнение решений уполномоченного федерального органа по контролю и надзору о применении мер воздействия, принимаемых по результатам такого внешнего контроля деятельности.
3. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, проводит следующие мероприятия:
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) профилактический визит.
4. Организация и осуществление уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
5. Плановые внешние проверки деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществляются уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору в соответствии с ежегодным планом. Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Планирование внешних проверок деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществляется на основании отнесения деятельности соответствующих аудиторской организации и (или) группы аудиторских организаций к определенной категории риска с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения аудиторской организацией обязательных требований и оценки вероятности несоблюдения соответствующих требований. Внешняя проверка деятельности аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, проводится не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений о такой аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. Критерии и правила отнесения деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, к определенной категории риска определяются уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору. Оценка рисков причинения вреда (ущерба) и управление такими рисками осуществляются с учетом положений международных стандартов аудита.
6. Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществляется посредством проведения документарных и выездных проверок.
7. Положение о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, утверждается Правительством Российской Федерации.
8. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки деятельности аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору является:
1) обнаружение уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору признаков нарушения обязательных требований аудиторской организацией при оказании ею аудиторской услуги общественно значимой организации, в том числе на основании поданной в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору жалобы (заявления, обращения) граждан и иных лиц, сведений, полученных из средств массовой информации, иных источников;
2) истечение срока исполнения такой аудиторской организацией предписания, обязывающего ее устранить выявленные нарушения обязательных требований, вынесенного по результатам внешней проверки ее деятельности и устанавливающего сроки устранения данных нарушений.
9. Плановая или внеплановая внешняя проверка деятельности аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не может продолжаться более 40 рабочих дней, а для такой аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, - более 20 рабочих дней.
10. Указанные в части 9 настоящей статьи сроки могут быть продлены уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не более чем на 20 рабочих дней. Основанием продления срока проведения плановой или внеплановой внешней проверки деятельности аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, является:
1) необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц, уполномоченных на проведение плановой или внеплановой внешней проверки деятельности такой аудиторской организации;
2) поступление в течение срока проведения плановой или внеплановой внешней проверки деятельности такой аудиторской организации от правоохранительных и контрольных (надзорных) органов, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Банка России требующей проверки информации о фактах нарушения такой аудиторской организацией обязательных требований.
11. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов о результатах плановой или внеплановой внешней проверки деятельности аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, и решении, принятом в отношении такой аудиторской организации, в течение пяти рабочих дней с даты вынесения данного решения.
12. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору направляет аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги общественно значимым организациям, свои предписания и запросы посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору. При направлении предписаний и запросов уполномоченного федерального органа по контролю и надзору в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, при условии, что уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
Статья 10.3. Надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке, осуществляемый Банком России
1. Предметом надзора за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке, осуществляемого Банком России, является соблюдение обязательных требований аудиторской организацией при оказании ею аудиторской услуги общественно значимой организации на финансовом рынке.
2. Надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке осуществляется Банком России в установленном им порядке.
3. При осуществлении надзора за деятельностью аудиторской организации на финансовом рынке Банк России вправе:
1) проводить проверки соблюдения обязательных требований такой аудиторской организацией при оказании ею аудиторской услуги общественно значимой организации на финансовом рынке;
2) запрашивать у такой аудиторской организации необходимые для осуществления надзора документы и информацию в установленный им срок.
4. При осуществлении Банком России надзора за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке такие аудиторские организации обязаны представлять в Банк России необходимые документы и информацию в установленный им срок.
5. Проверка деятельности аудиторской организации на финансовом рынке осуществляется на основании решения Председателя Банка России или уполномоченного им лица в случае обнаружения признаков нарушения обязательных требований, в том числе на основании жалоб (заявлений, обращений) граждан и иных лиц, сведений, полученных из средств массовой информации, иных источников.
6. Банк России обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов о результатах проверки деятельности аудиторской организации на финансовом рынке и решении, принятом в отношении такой аудиторской организации, в течение пяти рабочих дней с даты вынесения данного решения.
7. Банк России направляет аудиторским организациям на финансовом рынке предписания и запросы Банка России посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
Статья 11. Квалификационный аттестат аудитора
1. Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):
1) сдало квалификационный экзамен;
2) имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.
2. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов по согласованию с уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией.
3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Назначение на должность и освобождение от должности единоличного исполнительного органа единой аттестационной комиссии осуществляются с предварительного согласия совета по аудиторской деятельности. В состав коллегиального высшего органа управления единой аттестационной комиссии должны быть включены представители уполномоченного федерального органа, а также члены, независимые от единой аттестационной комиссии и саморегулируемой организации аудиторов.