Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 25 марта 2010 г. N 03-03-06/1/175
Вопрос: При приобретении основного средства по импорту стоимостью 200 евро была сделана предоплата 30.11.2009 в размере 100 евро по курсу EUR/RUB - 45.0000, рублевый эквивалент - 4500.00 рублей
На 31 декабря 2009 года в бухгалтерском учете вышеуказанный аванс был учтен в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на дату перечисления 30.11.2009 в размере 4500.00 рублей.
В налоговом учете вышеуказанный аванс был учтен в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на дату переоценки на конец отчетного периода 31.12.2009 (курс EUR/RUB - 43.0000) в размере 4300.00 рублей.
На дату перехода права собственности на приобретаемое основное средство 15 января 2010 г. в соответствии с п. 11 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ оценка основного средства в рублевом эквиваленте в целях налогового учета была сформирована следующим образом:
100 евро * 45 рублей = 4500,00 рублей (по курсу на дату перечисления аванса);
100 евро * 42 рубля = 4200,00 рублей (по курсу на дату перехода права собственности на приобретаемое основное средство на 15.01.2010 - 42.0000 рубля).
1. Следует ли сделать переоценку авансовых платежей на 01.01.2010 в соответствии с курсом на даты перечисления сумм авансов, т.к. в налоговом учете они отражены по курсу переоценки на 31.12.2009 года?
2. Можно ли учесть возникшую курсовую разницу как расходы (доходы) в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 19 марта 2010 г. N 09/FI/03 и по вопросу, относящемуся к своей компетенции, сообщает следующее.
Федеральным законом от 25.11.2009 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1.01.2010 г., внесены изменения в пункт 11 статьи 250 и подпункт 5 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), касающиеся отмены переоценки полученных и выданных авансов, выраженных в иностранной валюте.
Так, на основании пункта 11 статьи 250 и подпункта 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ в составе доходов (расходов) налогоплательщиков для целей налогообложения прибыли организаций учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов, выданных (полученных)), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.
До 1 января 2010 г. полученные авансы переоценивались на конец каждого отчетного периода, а образовавшаяся в результате такой переоценки положительная (отрицательная) курсовая разница учитывалась в составе внереализационных доходов (расходов) налогоплательщика.
С вступлением в силу новой редакции пункта 11 статьи 250 и подпункта 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ полученные авансы не переоцениваются. При этом стоимость имущества, оплаченного в иностранной валюте путем предварительной оплаты может определяться по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату перечисления аванса - в части, приходящейся на предварительную оплату.
При этом курсовые разницы, учтенные в целях налогообложения прибыли в 2009 году, возникшие от переоценки авансов, полученных или выданных в 2009 году, тогда как дата признания доходов (расходов) по соответствующим договорам приходится на 2010 год, в налоговом учете 2009 года не восстанавливаются.
Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | С.В. Разгулин |