Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/86
Вопрос: В соответствии с п. 10 ст. 272 Налогового кодекса РФ стоимость амортизируемого имущества, расчеты за которое производятся в иностранной валюте в порядке предварительной и последующей оплаты, в налоговом учете формируется исходя из курса иностранной валюты, установленного Центральным банком РФ и действовавшего на дату перехода права собственности на указанное имущество.
С 1 января 2010 года Федеральным законом от 25.11.2009 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ, касающиеся отмены переоценки полученных и выданных авансов, выраженных в иностранной валюте.
Просим подтвердить, правильно ли мы понимаем, что в связи с указанными изменениями для целей налогообложения прибыли стоимость имущества, оплаченного в иностранной валюте путем предварительной и последующей оплаты, должна определяться по курсу Центрального банка РФ, действовавшему на дату перечисления аванса (в части, приходящейся на аванс) и на дату перехода права собственности (в части последующей оплаты)?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке определения в налоговом учете стоимости имущества, оплата за которое производится в иностранной валюте в порядке предварительной и последующей оплаты, и сообщает следующее.
Федеральным законом от 25.11.2009 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1.01.2010 г., внесены изменения в пункт 11 статьи 250 и подпункт 5 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающиеся отмены переоценки полученных и выданных авансов, выраженных в иностранной валюте.
Так, на основании пункта 11 статьи 250 и подпункта 5 пункта 1 статьи 265 Кодекса в составе доходов (расходов) налогоплательщиков для целей налогообложения прибыли организаций учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов, выданных (полученных) в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 272 Кодекса расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего расхода. Обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности при совершении операций с таким имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.
Учитывая изложенное, считаем, что стоимость имущества, оплаченного в иностранной валюте путем предварительной (до фактической поставки) и последующей (после фактической поставки) оплаты, может определяться по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату перечисления аванса (даты перечисления авансов, если предварительная оплата осуществлялась в несколько этапов) в части, приходящейся на предварительную оплату, и на дату перехода права собственности в части последующей оплаты.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 г. направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента | И.В. Трунин |