Учёт расходов по сертификации продукции (работ и услуг)
13.03.2017
© ООО «ФинИнформ»
Контроль актуальности: 25.12.2019
Статус: Актуален.
Согласно основным понятиям, изложенным в ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»:
«сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров».
Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер (ст. 20 Закона № 184-ФЗ).
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента (п. 1 ст. 23 Закона № 184-ФЗ). Оно осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации (п. 3 ст. 20 Закона № 184-ФЗ).
Организация имеет право провести добровольное подтверждение соответствия продукции. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров (ст. 21 Закона № 184-ФЗ).
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации (п. 2 ст. 20 Закона № 184-ФЗ).
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются соответствующие требования (ст. 21 Закона № 184-ФЗ).
Учёт расходов по обязательной или добровольной сертификации работ, учитываются в целях налогообложения прибыли, если они экономически обоснованы и подтверждены соответствующими оправдательными документами (п.1 ст. 252 НК РФ).
Документами, подтверждающими расходы на сертификацию, являются:
договор об оказании услуг по сертификации;
акт об оказании услуг по сертификации;
сертификат или принятая декларация соответствия;
платёжное поручение и выписка с расчётного счета.
Согласно положениям подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны.
В целях исчисления налога на прибыль расходы на сертификацию продукции относятся к косвенным расходам, которые в полном объёме учитываются в расходах текущего периода (п. 1 ст. 272, п. 2 ст. 318 НК РФ). Следует отметить, что в письмах Минфина России содержится иное мнение. Затраты по сертификации списываются в течение срока, на который выдан сертификат (например, Письмо Минфина РФ от 18.03.2013 № 03-03-06/1/8186). Что касается судебной практики, то она складывается в пользу единовременного признания расходов. Например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15.02.2012 № Ф10-107/12 по делу N А35-1939/2010, указано:
«Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ расходы по приобретению лицензий и расходы на сертификацию продукции являются косвенными расходами, подлежащими в соответствии с п. 2 ст. 318 НК РФ отнесению в полном объёме к расходам текущего (отчётного, налогового) периода».
Обращаем внимание, что налоговое законодательство не устанавливает различий между обязательной и добровольной сертификацией, в соответствии с этим любая сертификации учитываются при расчёте налога на прибыль. Обратите внимание, что сертификация должна проводиться в порядке, установленном Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Аналогичное мнение изложено в письмах Минфина России от 18.03.2013 № 03-03-06/1/8186 и от 25.09.2007 № 03-03-06/4/137).
Дополнительно заметим, что добровольная сертификация не должна дублировать обязательную сертификацию, т.е. нельзя учитывать расходы дважды по сертификации, проводимой по одним и тем же показателям.
Суммы НДС, уплаченные поставщикам в связи с осуществлением расходов на сертификацию, принимаются к вычету если одновременно соблюдены следующие условия:
счёт-фактура оформлен в соответствии с требованиями, изложенными в ст. 169 НК РФ;
работы по сертификации приняты к учёту, оформлены необходимые первичные документы (п.1 ст. 172 НК РФ);
приобретённые работы по сертификации предназначены для использования в деятельности, облагаемой НДС (п.4 ст. 170 и 172 НК РФ).
При отражении расходов на сертификацию в бухгалтерском учёте следует руководствоваться п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н), которым установлено, что затраты, произведённые организацией в отчётном периоде, но относящиеся к следующим отчётным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учёту и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида. Следовательно, расходы по сертификации следует учитывать на счёте 97 и списывать на затраты в течение срока, к которому они относятся. Указанный порядок отражения расходов изложен в письме Минфина России от 12.01.2012 № 07-02-06/5:
«Если какие-либо затраты соответствуют условиям признания определённого актива, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учёту, то они отражаются в бухгалтерском балансе в составе этого актива и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости этого актива. В ином случае такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и подлежат списанию путём их обоснованного распределения между отчётными периодами в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объёму продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся».