Положение Президиума ВАС РФ № 5056/98 от 26.01.1999
Проход по ссылкам навигацииНормативная база Положение Президиума ВАС РФ № 5056/98 от 26.01.1999
Войти
Яндекс.Метрика
«...и познаете истину, и истина сделает вас свободными»
(от Иоанна, 8:32)

Внимание!!! Проводится модернизация сайта. Возможна нестабильная работа. Приносим свои извинения.

Задать ?

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 января 1999 г. N 5056/98

Задать ?

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.98 по делу N А56-19229/97 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Задать ?

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Задать ?

Общество с ограниченной ответственностью "Браско-Шиппинг Лтд" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Центральному району города Санкт-Петербурга о признании недействительным ее решения от 27.11.97 N 2-03/2713 о взыскании 810 352 100 рублей штрафов и пеней за неправомерное применение льготы при исчислении налога на добавленную стоимость и специального налога.

Задать ?

Решением от 25.02.98 исковые требования удовлетворены.

Задать ?

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 26.05.98 решение отменил, в иске отказал по тому мотиву, что оказываемые истцом агентские услуги являются посредническими, не связаны непосредственно с обслуживанием иностранных судов, а поэтому не относятся к экспортируемым.

Задать ?

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление суда кассационной инстанции отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Задать ?

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Задать ?

Как видно из материалов дела, Государственная налоговая инспекция по Центральному району города Санкт-Петербурга и Управление Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в ноябре 1997 года провели документальную проверку общества с ограниченной ответственностью "Браско-Шиппинг Лтд" и установили, что в период с III квартала 1995 года по II квартал 1997 года организация осуществляла агентское обслуживание иностранных судов без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и специального налога со средств, полученных за предоставленные услуги.

Задать ?

Агентское обслуживание судов в морском торговом порту согласно статье 63 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР осуществляется агентскими организациями, являющимися юридическими лицами.

Задать ?

Указанная деятельность подлежит лицензированию.

Задать ?

Агентское обслуживание иностранных судов, заходящих в порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области под погрузку и выгрузку, истец осуществлял в 1995, 1996 и 1997 годах на основании лицензий, выданных Министерством транспорта Российской Федерации.

Задать ?

Уставом ООО "Браско-Шиппинг Лтд", зарегистрированным мэрией Санкт-Петербурга 22.05.95, предусмотрено, что общество выполняет деятельность агентов судовладельцев, фрахтование судов, сбор фрахта, привлечение грузов, шипчандлерское обслуживание (снабжение) судов.

Задать ?

Услуги судового агента, оформленные агентским договором, понятие и признаки которого содержатся в главе 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно связаны с товарами, работами и услугами, потребляемыми судном при его обслуживании в порту, поскольку на протяжении длительного периода времени в морском судоходстве сложилась именно такая форма их обслуживания в портах, что закреплено в действующих в Российской Федерации актах и нормах международного права.

Задать ?

Истцом заключались агентские договоры с иностранными судовладельцами (фрахтователями), предусматривающие для плавающих под флагами иностранных государств судов организацию их технического снабжения, ремонтных работ, обеспечения буксирных и погрузочно-разгрузочных работ, водой и продовольственными товарами, организацию доставки на борт судна таможни, обеспечение лоцманской и ледокольной проводки, швартовных операций, радиосервиса, а также согласование времени и даты постановки судна к причалу, оформление грузовых документов, уплату портовых сборов.

Задать ?

Из содержания услуг судового агента видно, что такого рода услуги имеют сходство с услугами экспедитора в договоре транспортной экспедиции (пункт 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Задать ?

Следовательно, вывод суда кассационной инстанции о том, что услуги судового агента являются посредническими ошибочен.

Задать ?

Также ошибочен вывод о реализации истцом услуг на территории Российской Федерации.

Задать ?

В целях разграничения выполняемых работ и оказываемых услуг, стоимость которых включается в объект налогообложения или исключается из него, Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" содержит понятие "место реализации работ и услуг" (пункт 5 статьи 4).

Задать ?

Местом реализации работ (услуг) признается место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель этих услуг имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом. Названная норма применяется, в частности, в отношении консультационных, юридических и иных аналогичных услуг.

Задать ?

В данном случае агентские услуги оказаны иностранным юридическим лицам.

Задать ?

Экспортируемые работы и услуги в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Задать ?

Услуги (работы), оказываемые налогоплательщиками иностранным юридическим лицам по обслуживанию иностранных судов, отнесены инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (пункт 14) к числу экспортируемых.

Задать ?

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции не было оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Задать ?

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

Задать ?

постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.98 по делу N А56-19229/97 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отменить.

Задать ?

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.98 по тому же делу оставить в силе.

Задать ?

И.о. Председателя Высшего

Задать ?

Арбитражного Суда Российской Федерации

М.К.Юков


 
Открыт на дату:

10.08.2022.

Свойства документа
Источник:Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ
Дата принятия:26.01.1999
№ документа:5056/98
Вид документа:Положение